Яндубаев Сергей Васильевич

08.06.2017 | 1087 просмотра(ов)

60 лет со дня рождения Яндубаева Сергея Васильевича (1957)

Скульптор

Сергей Васильевич Яндубаев родился 5 июня 1957 года в деревне Цекеево Кикнурского района Кировской области. В 1980 году окончил Саратовское художественное училище, в 1989 - Московское художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), где учился на факультете монументального искусства. В 1993 году был принят в Союз художников России. С 1994 года он преподавал в Йошкар-олинском художественном училище. Вот уже 20 лет художник – член правления марийского регионального отделения Союза художников России.
В изобразительное искусство Республики Марий Эл Сергей Яндубаев вошёл как портретист, автор ряда оригинальных памятников монументального искусства и как мастер обнажённой женской натуры. Он много работает в гипсе, но предпочитает металл, обогащая его фактурой лепки и придавая поверхности живописность. В портрете его привлекают женские образы. Так, в “Наташеньке” (1988) - еще совсем девчушке, пигалице с вздернутым носиком, столько страсти и желания постичь мир, что она воспринимается значительной, серьезной личностью. В ней - доброжелательное отношение автора и доверие героини, в ней - острота индивидуальности и типичные черты юности, еще не омраченной жизненными проблемами. Женская зрелость встает в портрете артистки Светланы Целикиной (1992). Интеллектуальность натуры, темперамент и сдержанность молодости проступают в пластике гибкой шеи, в покатости обнаженных плеч, в страстном взгляде и пухлых, чувственных губах, в красивом овальном лице, в слегка вьющихся зачесанных назад мягких волосах. Перед нами натура обаятельная и талантливая. Верится, что она сумеет реализовать свои замыслы, достигнет поставленной цели.

Если в гипсовых работах “свет” плавно переходит в “тени”, чем сглаживает пластику, лишает ее выразительности, то в бронзе и алюминии пластика обогащается фактурой лепки. Ее текучесть, блеск или матовость металла, точно найденные наплывы придают поверхности живописность, способствуют углублению духовного мира изображаемых людей. Таковым является “Портрет Марии Павловны” (1984). Голова героини вылеплена с пристальным вниманием. В образе пожилой женщины встает биография с нелегкой судьбой. Об этом свидетельствуют редкие коротко подстриженные волосы, несколько скорбная улыбка тонких губ, дряблая кожа шеи и щек. Однако в глазах ее не только мудрость, но и не утраченное с годами озорство, да и в губах проявляется сила характера, стойкость и уверенность в себе. При осмотре с разных сторон образ героини углубляется. Этому способствует живописная лепка несколько асимметричного лица, пристального, внимательного взгляда глубоко поставленных глаз. Портрет приобретен Государственной Третьяковской галереей и, думается, не случайно. Это первая в марийской скульптуре работа, удостоенная такой высокой чести.

Портреты “Наташа” (1992), “Скульптор Шаукат Ахметгараев” (1991) отличаются не только точным индивидуальным сходством, теплым отношением художника к своим героям, но и привлекают безупречным исполнительским мастерством.

В небольшой алюминиевой статуэтке “Сидящая” (1992) представлена стройная, спортивная, классически пропорциональная фигура молодой женщины. Черты лица, зачесанные и стянутые на затылке в пучок волосы, спокойная поза представляют типичный женский образ нашей современницы, говорят о яркой индивидуальности модели. Композиция “Ава мланде” (1991), лаконичная и строгая, воспринимается эскизом монументальной статуи. Сосредоточенная и спокойная мать с младенцем под защитой птицы-счастья символизирует свободу и независимость народа.

Его портрет «Мария Павловна» куплен Государственной Третьяковской галереей, что является единственным случаем в изобразительном искусстве Марий Эл. В Йошкар-Оле художник работает с 1980 года. Среди его монументальных произведений, воплощенных в жизнь, - памятник погибшим воинам в селе Сысоеве Мари-Турекского района, стела погибшим летчикам селе Шойбулак. В Йошкар-Оле в 2002 году была установлена мемориальная скульптура Сергея Яндубаева "Скорбящая" - памятник сотрудникам МВД, погибшим при исполнении служебных обязанностей. В последнее время у Сергея Васильевича сложился творческий тандем с Анатолием Ширниным. Сергей Яндубаев тепло отзывается о своем старшем коллеге и наставнике: "Особенно меня поражает то, как он схватывает характер человека. В куске глины он может не просто раскрыть характер, а и показать душу. У Ширнина есть чему поучиться". Одними из последних их серьезных трудов стали - памятник Акпарсу, установленный в Горномарийском районе, «Скамья Любви и Верности» представляющая собой композицию из пары лебедей, символизирующих чистую, нежную и верную любовь. Совместным трудом скульпторов стал и всем известный памятник «Йошкин кот». Скульптурная композиция представляет собой скамейку, на которой вальяжно, закинув «ногу на ногу», сидит кот. В честь 67 годовщины Победы в Великой Отечественной войне в Йошкар-Оле был открыт памятник труженикам тыла в парке Победы.

Список литературы:

  1. Прокушев Г. Этюды о художниках Марий Эл / Г. Прокушев. – Йошкар-Ола,2003. – С. 336 – 341.
  2. Сергей Яндубаев: скульптура: персональная выставка, нояб. 2003. Б. м., [2003] – Буклет.
Русский