ВЫСТАВКА ОДНОГО ШЕДЕВРА: О. А. Кипренский «Портрет поэта А. С. Пушкина», 1827 г.

01.07.2019 | 204 просмотра(ов)

Государственная Третьяковская галерея (г. Москва)

О. А. Кипренский (1782-1836) – художник бурного и героического времени, которое началось наполеоновскими войнами и закончилось восстанием на Сенатской площади. Он воспел героев 1812 г. и оставил портреты будущих декабристов. Лучшие поэты и писатели стремились быть изображёнными знаменитым художником. Среди них – И. А. Крылов, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский.

В 1827 г.  Кипренский пишет прославленный портрет Александра Сергеевича Пушкина и уже за одно это заслужил благодарность потомков. Портрет поэта был заказан другом А. С. Пушкина А. А. Дельвигом. Исследователи считают, что Пушкин позировал художнику в июне 1827 г. в петербургском Фонтанном доме графа Шереметева. После смерти Дельвига Пушкин купил у его вдовы свой портрет, который хранился у сына и внука поэта до 1916 г. Потом был приобретён Третьяковской галереей.

Портрет Пушкина – самое вдохновенное изображение поэта. «Лучший портрет сына моего суть тот, который написан Кипренским и гравирован Уткиным», - говорил отец поэта. Современники отмечали большое сходство. А. В. Никитенко, посетивший академическую выставку 1827 г., записал в своём дневнике: «Вот поэт Пушкин. Не смотрите на подпись: видев его хоть раз живого, вы тотчас признаете его проницательные глаза и рот, которому недостаёт только беспрестанного вздрагивания – этот портрет писан Кипренским».

Поэт запечатлён «в романтической позе». Сложив руки на груди, он смотрит в сторону; его порыв сдержан, движение как бы остановлено.  На чёрный сюртук с чуть виднеющимся воротничком белой рубашки накинут клетчатый шотландский плед (или плащ). Свет выделяет лицо, в котором художник мягко передаёт характерные «арапские» черты поэта: чуть приплюснутый нос, чётко очерченные полноватые губы, вьющиеся густые каштановые волосы, переходящие на скулах в пышные бакены. Поэт находится в творческом поиске, в раздумьях над каким-то новым произведением, он весь в своём мире вдохновения. Это символизирует и бронзовая статуя в глубине картины, символ поэзии, спутница Пушкина - Муза с лирой.  Художник передаёт ощущение торжественной тишины, подчёркивающей значительность встречи с поэтом. А сам Пушкин написал по этому поводу послание к Кипренскому:

                        Любимец моды легкокрылый,

                        Хоть не британец, не француз.

                        Ты вновь создал, волшебник милый,

                        Меня, питомца чистых муз…

                                               .  .  .

                         Себя как в зеркале я вижу,

                         Но это зеркало мне льстит:

                         Оно гласит, что не унижу

                         Пристрастья важных аонид.

                         Так Риму, Дрездену, Парижу

                         Известен впредь мой будет вид.

 

Выставка работает до 1 октября 2019 г.

Куратор выставки: отдел литературы по искусству(2-ой этаж, каб. № 36)

Русский