ВЫСТАВКА ОДНОГО ШЕДЕВРА: "Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Купание Красного Коня», 1912 г. Государственная Третьяковская галерея"

01.10.2018 | 2191 просмотра(ов)

5 ноября 2018 г. исполняется 140 лет со дня рождения К. С. Петрова-Водкина (1878 – 1939) – российского живописца, графика, сценографа, теоретика искусства, писателя, заслуженного деятеля искусств.  Родился он в семье сапожника С. Ф. Водкина; фамилию матери (Петрова) прибавил к отцовской.

«Купание красного коня» - самая известная картина художника, принесшая ему мировую известность. Работа, вызвавшая столько же споров, сколько и восхищённых откликов, явно навеяна ранними впечатлениями, которые художник получил некогда в иконописной мастерской. Символический алый конь присутствует в древнерусской иконе, например, в изображении архангела Михаила, святых Бориса и Глеба, а красный цвет является символом вечной жизни. В картине К. С. Петрова-Водкина этот цвет тоже аллегоричен. Он олицетворяет волю и стремительность, бескомпромиссность и жажду нового, к чему так рвалась предреволюционная Россия.

На холсте разворачивается картина в сферической перспективе, завораживающей округлыми линиями. По убеждению художника, такое изображение перспективы наиболее точно передаёт идейный пафос роли Человека во Вселенной. На переднем плане – красного цвета конь с уверенно и грациозно восседающим всадником. В средней части полотна – в воде - фигуры белой лошади, которую тянет под уздцы её спешившийся наездник, и светло-алого жеребца с всадником, которого зритель видит со спины. Вся эта группа создаёт движение кружения, подчёркнутое медленным круговоротом озёрной воды. Задний план картины представляет берег, тоже выполненный правильными округлыми линиями.

Смысловое решение картины выражается языком цвета. Прохладные сине-зелёные тона озёрной глади, полукруглая полоска розового берега с зелёными вкраплениями кустов становятся идеальным фоном для ярко-алого коня и смуглого мальчика, являющих собой центр картины.

Картина и её сюжет подвергались многочисленным интерпретациям. Есть мнение, что красный конь выступает в роли Судьбы России, ведомой смелым юношей. По другой версии, красный конь и есть сама Россия, отождествляемая с блоковской «степной кобылицей». В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России ХХ века.

Впервые полотно было показано на выставке «Мир искусства» в 1912 г. и имело ошеломляющий успех. Через 2 года его вместе с другими работами К. С. Петрова-Водкина отвезли на «Балтийскую выставку» в Швецию. Первая мировая война, революция и гражданская война, Вторая мировая война стали причиной того, что картины всё это время находились в Швеции. Только в 1950 г. произведения К. С. Петрова-Водкина были возвращены на родину.

Выставка экспонируется на 2 этаже, около каб. №36 (отдел литературы по искусству).

Русский