ВЫСТАВКА ОДНОГО ШЕДЕВРА: Карл (Кирилл) Викентьевич Лемох «Варька», 1893 г. (Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского севера»)

05.04.2019 | 291 просмотра(ов)

Понять и особенно запечатлеть в живописи психологию детей нелегко. Одним из тех, кто обладал этим даром, был К. В. Лемох (1841-1910) . Он известен как один из организаторов Товарищества передвижников и как преподаватель живописи Николая II, известен он и как бунтарь, и как академик, и как замечательный жанровый живописец.

К. Лемох искренне полагал, что искусство должно отражать интересы общества и каждого человека в отдельности, и только в этом случае оно может быть полезно и интересно. Призванием художника были «короткометражки», рисующие повседневные сценки из жизни простых людей, и особенно детей. К. Лемох испытывал огромную любовь к детскому жанру и всю жизнь старался изображать всё новые и новые чувства своих маленьких героев. Для него детский мир такой же серьёзный, как и мир взрослых. Его образы по-детски наивны, но в постигших их горестях так много искренности, что кажется, будто художник мог перевоплотиться в детей и взглянуть на мир их глазами, почувствовать их переживания.

К написанию полотна «Варька» художника, возможно, подвигло два события: приобретение дачи неподалёку от Москвы, в с. Ховрино, жители которого нередко становились героями его картин, и рождение дочери. Нежность, любовь к Вареньке постепенно распространялась и на её окружение – в селе девочка проводила каждое лето, приобрела многочисленных друзей среди местных ребятишек.

На картине – босоногая деревенская девочка. У непоседы лукавый взгляд, румянец во всю щёку. Скорее всего, недавно играла со сверстниками и на минуту присела отдохнуть. Отсутствие обуви – обычное дело для крестьянских детей летом: в деревне обувь была редкостью, береглась для «особого» случая, либо до наступления холодов. Платьице простого покроя, зато на шее настоящее «взрослое» украшение – бусы. В руках озорница держит куклу. Игрушка красиво принаряжена как барышня.

В личике и фигурке девочки так много наивного, простого и незатейливого. Общий тёмный фон картины озаряет детская улыбка, от которой светлеет вокруг.

Своим творчеством К. Лемох доказал, что даже столь узкая тема, тема детства, которую он для себя избрал, может составить имя в искусстве. И пусть его имя не так известно, как имена других художников-передвижников, в истории живописи он занимает своё достойное место детского психолога.

Выставка работает до 1 июля 2019 г.

(II-ой этаж, возле каб. №36 (отдел литературы по искусству))

Русский