Вознесенский Андрей Андреевич

07.05.2018 | 3286 просмотра(ов)

12 мая 1933 года родился Вознесенский Андрей Андреевич (1933-2010), советский и российский поэт, прозаик.

85 лет со дня рождения

 

Ты меня на рассвете разбудишь,

Проводить необутая выйдешь.

Ты меня никогда не забудешь.

Ты меня никогда не увидишь…

 

Кто не знает этих строк?! Известный стих «Сага» Андрея Вознесенского, положенный на музыку композитором Алексеем Рыбниковым, лёг в основу популярной и сегодня рок-оперы «Юнона и Авось», премьера которой состоялась в Ленкоме в начале восьмидесятых годов.

Один из известнейших поэтов середины XX века, Андрей Вознесенский не вошел – ворвался в поэзию. Ворвался вместе с шумной толпой молодых поэтов – Евгением Евтушенко, Беллой Ахмадулиной, Робертом Рождественским, Булатом Окуджавой и сразу, минуя книжные полки, устремился на эстраду. Поэты-«шестидесятники» искали непосредственно – с глазу на глаз – общения со своими читателями и собирали не просто концертные залы, а порой стадионы. Они начали свой литературный путь в атмосфере хрущёвской оттепели, громко и уверенно заявив о себе в середине 50-х – первой половине 60-х годов.

Андрей Вознесенский, кумир молодёжи, один из символов поколения эпохи «оттепели», вождь поэтического авангарда нового времени, считал себя последователем Владимира Маяковского и был единственным учеником Бориса Пастернака, который принимал непосредственное участие в судьбе будущего поэта.

Вышедшие в начале 60-х годов сборники стихов «Парабола», «Мозаика», позволили говорить о том, что появился самобытный поэт, со своим миром, своей системой образов, новым видением проблем. Поэзия Вознесенского сразу же обратила на себя внимание свежестью звучания, энергией ритма, особым, метафизически насыщенным языком, неожиданными ассоциациями, богатством стиховых средств, жанровым разнообразием. Она прежде всего была обращена к интеллектуалам, «физикам и лирикам», людям творческого труда. Тем не менее имела успех у широкой публики своим гуманизмом, гражданственностью, демократизмом, исповедальностью, темпераментом, эмоциональностью. Поклонники передавали сборники из рук в руки, переписывали стихи и поэмы в тетради.

Поездка в 1961 году в США вылилась в сборник «Треугольная груша» (1962), с позиций того времени неслыханно дерзкий. А в 1964 году поэт публикует сборник «Антимиры», инсценированный в Театре на Таганке. Спектакль стал явлением культурной жизни Москвы. Далее вышли сборники «Ахиллесово сердце» (1966), «Тень звука» (1970), «Ров. Стихи и проза» (1987), «Аксиома самопоиска» (1990).

Вознесенский был популярен не только в СССР – он выступал на концертных площадках Франции, Великобритании, Польши, Норвегии, Швеции, Венгрии. Читал стихи в США, где познакомился с семьей президента Кеннеди и кинодивой Мэрилин Монро. Стихами Вознесенского зачитывался брат американского президента Роберт Кеннеди, он переводил их на английский язык.

Почитать, перечитать и взять на дом стихи и прозу Андрея Вознесенского можно в Центре чтения библиотеки. Приглашаем всех любителей изящной словесности на выставку книг поэта, юбилей которого отмечается в эти майские дни. Вниманию читателей предлагаем Собрание сочинений в трёх томах, множество сборников избранной лирики и прозы, изданных в разные годы.

Один из разделов выставки посвящён творчеству поэтов-«шестидесятников». Предлагаем читателям стихи не только Вознесенского, но и Евтушенко, Ахмадулиной, Рождественского, Окуджавы. Это первое поколение поэтов в советской истории, которое во всеуслышание заявило о ценностях внутренней свободы личности, о праве на искренность, праве на себя. Мы сегодня испытываем ностальгию, тоску по идеалам, чистоте, романтике. И у этих поэтов находим много созвучного нашим чувствам и мыслям, нашей вере и надежде на лучшее.

Традиционно предлагаем читателям обратить внимание на следующие книги:

 

Вознесенский А. Собрание сочинений: в 3-х томах. – Москва : Художественная литература, 1983.

В первый том Собрания сочинений входят стихотворения их сборников «Парабола», «Антимиры», «Тень звука» и других книг, поэмы «Мастера», «Оза», «Лонжюмон», а также мемуарно-автобиографический очерк «Мне четырнадцать лет».

Во второй том входят стихотворения и поэмы из сборников «Взгляд», «Витражных дел мастер» и других книг поэта.

В третий том входят написанные в основном в последние годы стихотворения и поэмы, а также произведение, жанр которого автор определяет как «Рифмы прозы».

 

Вознесенский А. Прорабы духа. – Москва : Советский писатель, 1984.

Книгу «Прорабы духа» составляют прозаические и поэтические произведения, написанные им в разные годы: «Мне четырнадцать лет», «Малый зал» (сборник стихов), «О», «Дом прозы».

 

Вознесенский А. Собрание сочинений в пяти томах. Том второй. – Москва : Вагриус, 2001.

Во второй том Собрания сочинений (к сожалению, в фондах отдела имеется только названный том) включены сборники стихов поэта: «Витражных дел мастер», «Взгляд», «Соблазн», «Такое же – и всё другое». «Гадание по книге».

 

Вознесенский А. Аксиома самопоиска. – Москва : СП «ИКПА», 1990.

«Аксиома самоиска» – авторское избранное поэта. В него вошли стихи и проза конца восьмидесятых – начала девяностых годов, а также более ранние произведения. Составителем включена фотодокументалистика.

 

Вознесенский А. Андрей Вознесенский: [сборник]. – Москва : Вагриус, 2000.

В сборник вошла проза поэта. Прозу А. Вознесенского отличает оригинальность поэтического мышления, метафорическая насыщенность образов, идущая от индивидуального, порой парадоксального восприятия мира.

 

Приглашаем любителей поэзии в Центр чтения!

Следующая выставка будет посвящена МОЖАЕВУ Борису Андреевичу, 95-летие которого будем отмечать в июне текущего года.

 

ЧИТАЙТЕ И ПЕРЕЧИТЫВАЙТЕ КЛАССИКУ!

 

Русский