Великий мистик. К 150-летию Александра Скрябина

06.01.2022 | 1223 просмотра(ов)

Металл мелодий он посмел расплавить
И в формы новые хотел излить.
Мечтал о высшем: Божество прославить
И бездны духа в звуках озарить.

                                                       В. Брюсов 

6 января исполняется 150 лет со дня рождения русского композитора, пианиста, философа, поэта Александра Николаевича Скрябина (1872–1915).

В музыкальном мире мало персон, которых даже современники и коллеги называли бы гениями. Александр Скрябин был одной из них. Гениальность его сочинений признавали даже те, кто не понимал его эстетику. Являясь представителем символизма и обладая цвето-тональным слухом, он первым ввёл такое понятие как «светомузыка».

В пять лет Скрябин уже играл на фортепиано. Подростком проявил интерес к композиции. Однако по семейной традиции был отдан в кадетский корпус. Окончив его, поступил в Московскую консерваторию в классы фортепиано и композиции. Через некоторое время Скрябин был отчислен из класса композиции из-за неуспеваемости. Тем не менее он блестяще окончил курс по фортепиано с малой золотой медалью. 

Музыка Скрябина очень индивидуальна и своеобразна. В ней отчётливо чувствуется нервность, импульсивность, тревожные настроения не чуждые мистицизма.

Скрябина очень привлекали образы, связанные с огнём. Это проявлялось и в названиях его сочинений, и в цветомузыкальных экспериментах и исканиях. Поиски получили концентрированное воплощение в самом грандиозном произведении композитора – поэме «Прометей» («Поэма огня») для большого симфонического оркестра и фортепиано с органом, хором и световой клавиатурой.

Из всех сочинений Скрябина «Прометей» больше всего поразил современников тем, что в партитуре симфонической поэмы композитором была предусмотрена партия света («Luce») для несуществующего инструмента со светомузыкальной клавиатурой.

По замыслу композитора, пространство концертного зала должно окрашиваться в разные тона, в соответствии с меняющимися звуками. Но в то время чисто технически осуществить это оказалось невозможным. Скрябин стал первым в истории композитором, использовавшим в концертном музыкальном произведении цвет.

Последнее незаконченное произведение «Мистерия» была замыслом Скрябина, мечтателя, романтика, философа, обратиться ко всему человечеству и вдохновить его на создание нового фантастического миропорядка, соединение Вселенского Духа с Материей.

Все свои ранее написанные произведения композитор считал всего лишь эскизами к этому поистине вселенскому проекту. Но прежде чем перейти к созданию «Мистерии», Скрябин решил сочинить «Предварительное действо». Грандиозные световые эффекты, ароматы и небывалые звучания, шёпоты хора и звуки колоколов, торжественные процессии и танец, и даже вкусовые ощущения – всё это должно было составить основу великолепного представления. Текст «Предварительного действа» был сочинён Скрябиным в стихах. Но записать музыку он так и не успел.

Жизнь Александра Скрябина оборвалась внезапно: он умер от заражения крови 14 апреля 1915 года.

Генрих Нейгауз справедливо заметил однажды: «Поэма экстаза» – так я назвал бы весь творческий и жизненный путь Скрябина. Он горел и сгорел – вот почему его музыка, как звезда, как солнце, излучает свет».

В фонде Национальной библиотеки им. С. Г. Чавайна находятся пластинки с произведениями А. Н. Скрябина в исполнении С. Рахманинова, С. Прокофьева, Г. Нейгауза, В. Софроницкого, С. Фейнберга, а также самого автора (архивные записи 1910-1920 гг. с перфолент аппаратов Welte-Mignon и Ampico).

 

Источники:

Михайлов, М. Александр Николаевич Скрябин : краткий очерк жизни и творчества / М. К. Михайлов. – Ленинград : Музыка, 1971. – 149 с.

Скрябин.- URL: https://www.sites.google.com/site/mirovaakulturavrusskojlirike/muzyka/russkie-kompozitory/skrabin (дата обращения: 24.12.2021). – Текст : электронный.

 

Материал подготовлен главным библиотекарем отдела литературы по искусству Л. В. Рыбаковой

Русский