ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КАНДИНСКИЙ «ВСАДНИК. ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ» (1914-1915гг.) (Государственная Третьяковская галерея, г.Москва)

02.10.2017 | 414 просмотра(ов)

В.В.Кандинский (1866-1944) – русский художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины ХХв., вошёл в число основоположников абстрактного искусства.

В начале его творческого пути русские мифологические, исторические и библейские мотивы преломлялись через призму мировидения художника и отражались в его работах. В.Кандинский признавал огромное влияние на него иконы. Он говорил: «Лучшее, чему я научился, научился я от наших икон, не только в плане художественном, но и религиозном». В своём творчестве  в целых композициях или в отдельных их фрагментах он использовал традиционные иконографические схемы. Самый характерный пример такого использования – неоднократно повторяющийся у художника образ Георгия Победоносца.

Святой Георгий – один из наиболее почитаемых святых православной церкви. После своей земной жизни он продолжал совершать чудеса исцеления. В его честь возводились храмы, было составлено житие святого. Сначала Георгия изображали с крестом в руках (Крест – знак мученичества), а затем стали изображать в облике победоносного воина, помогающего в сражениях. Самый известный из его подвигов – победа над змием.

Согласно легенде возле г.Ласии в Палестине, в озере поселился дракон, который опустошал окрестности и пожирал жителей города. Чтобы избежать гибели, они вынуждены были приносить ему в жертву своих детей. Когда жребий выпал на царскую дочь Клеодолинду, её одели как невесту и повели к логову. Случилось так, что Георгий, тогда трибун римской армии, проезжал мимо места жертвоприношения на белом коне, и именем Христа спас царевну от пасти дракона. Осенив себя крестным знамением, он ринулся в битву с драконом и, пригвоздив его копьём к земле, зарубил мечом. Царевна обвязала шею дракона своим поясом и повела его в город. Жители города, поражённые чудом, уверовали в Христа и были крещены, а Георгий поехал дальше.

В.Кандинский был высоко духовной личностью, теософом, который целиком был предан идее о том, что жизнь есть постоянная борьба между светом и тьмой, между добром и злом.  Трактовка картины соответствует легенде о подвиге Св.Георгия, вступившего в борьбу со злом. Здесь присутствует конкретная тема и образы. Стремительно несущийся на белом коне Георгий Победоносец в шлеме на голове, со щитом и с направленным на змия копьём воплощает динамику картины. В правом углу картины у дерева с густой кроной стоит девица в русском костюме: в кокошнике и красивом богатом сарафане. Вокруг змия, воплощающего зло, нет ничего живого – только скалистая пещера да высохшие деревья. А на заднем плане картины зритель видит город на холме с укреплёнными белокаменными стенами, башнями и куполами церквей.

Картина представляет собой образец фигуративной живописи, несмотря на то, что период её создания был периодом практически окончательного перехода В.Кандинского в абстракцию.

Выставка экспонируется на 2 этаже, около каб. №36 (отдел литературы по искусству). Срок проведения выставки до 31 декабря 2017 года.

Русский