Ванюков Семен Иванович

10.05.2017 | 894 просмотра(ов)

100 лет со дня рождения

Ванюков Семен Иванович (1917)

Летчик, Герой Социалистического Труда

Тот день для Семена Ивановича Ванюкова начался, в общем-то, обычно. Придя на работу в аэропорт, он, как и много раз бывало до этого, получил задание проверить один из молодых экипажей на слетанность. Самолет, поднявшись в воздух, лег на курс. Все нормально. Семен Иванович доволен своими учениками. Сколько их, молодых, училось у него, опытного пилота-инструктора, искусству вождения самолета!..

Из раздумий вывела его рация: аэропорт вызывал по радио борт самолета. На вызов откликнулся пилот, командир экипажа. Но руководитель полетов попросил, чтобы ответил проверяющий. «Проверяющий слушает», - ответил Ванюков. А сам уже подумал про себя, что сейчас должны ему сказать что-то важное. И это «что-то» касается непосредственно его. Знакомый голос друга-товарища: «Поздравляю с высокой наградой... (Первая мысль сверкнула молнией, высветив давние уже военные годы: «Что-то, наверно, раскопали из дел военных лет»)... Вам присвоено звание Героя Социалистического Труда».

А путь к такому признанию начинался в приволжском селе Малый Сундырь, когда босоногий мальчишка впервые увидел самолет У-2, совершивший вынужденную посадку в поле у села. Ватага ребят бегала к «ероплану», казавшемуся таким большим, что Семен думал: «Как же он в воздухе-то держится?» И зародилась, и запала глубоко в душу мальчика мечта: подняться на такой машине над полями, над горой Аламнер, над приволжской поймой с голубыми чашами озер, пролететь над самой Волгой, над заречными далекими лесами... Уносила мальчишку мечта на широких своих крыльях под облака и выше их, в бездонное синее небо.

С раннего детства на его долю выпали очень трудные испытания. Когда Семен учился в четвертом классе, умер отец. Не от кого было ждать помощи в жизни, учебе. И учиться хотелось, и работать надо было.

Подростком Семен уходит из родного села, работает на лесозаводе за Волгой, на погрузке леса. Рано познал он родство слов «труд», «трудно», «трудовой» (хлеб). И по возможности учился.

А мальчишеская мечта не покидала Семена Ванюкова. Устроившись в 1936 году в Козьмодемьянске техником-землеустроителем в райзо, он узнает об открытии в городе рабфака и аэроклуба. Все свободное время — учебе. Вот они, облака, до них можно, кажется, дотянуться рукой. А внизу - крутой изгиб Волги, совсем рядом - родное село, утопающее в зелени.

Через год пилот-планерист переезжает в Йошкар-Олу. И опять работа (завхозом в институте усовершенствования учителей) и учеба в аэроклубе...

Быстро летело время. Учеба в школе пилотов-инструкторов. И снова - Йошкар-Олинский аэроклуб имени Наты Бабушкиной. Но теперь уже Семен Иванович сам обучает новичков.

А на границах Советской страны беспокойно. С.И. Ванюков просится на войну с белофиннами - его не отпускают. Он пишет письмо-рапорт Маршалу К.Е. Ворошилову. Начальник аэроклуба «за обращение не по инстанции» объявляет С.И. Ванюкову выговор. Но вскоре они оба едут переучиваться на летчиков-истребителей.

Школа окончена летом 1941 года. С.И. Ванюков теперь сам становится летчиком-инструктором в авиашколе. И вот - «Вставай, страна огромная!» Встала страна от края до края, чтобы защитить свое настоящее и свое будущее. На защиту подступов к Москве в составе 710 ночного бомбардировочного авиационного полка летит и командир звена сержант Семен Иванович Ванюков.

Вылетая на первое бомбометание фашистских позиций, Ванюков и штурман Большаков оставили записки замполиту: «Если погибнем, считайте нас коммунистами».

Вернувшись с первого полета, Семен Ванюков принимал поздравления друзей как кандидат в члены ВКП (б), а через три месяца он стал членом Коммунистической партии.

На ночное бомбометание экипаж С.И. Ванюкова совершил 194 успешных боевых вылета. Летал и на связь с передовыми воинскими частями и соединениями, доставлял грузы на передний край обороны...

185 вылетов сделал отважный летчик по заданию разведотдела Северо-Западного фронта в тыл противника. Эти дневные полеты под огнем фашистов, вспоминает Семен Иванович, были особенно трудными. Много раз приходилось ему летать с целью корректировки нашего артиллерийского огня по вражеским позициям.

С.И. Ванюков летал также и в расположение партизанских отрядов.

Днем и ночью, в жару и стужу, не зная отдыха, - 570 боевых вылетов. Две сильные контузии, от которых пришлось лечиться в госпиталях. И оба раза, после излечения, направляли в тыл для работы в летной школе. Но летчик добивался возвращения в свой полк, на фронт. Ордена Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны, несколько медалей свидетельствуют о ратных подвигах нашего земляка.

Отстояв свободу и независимость Родины, воин становится созидателем. С.И. Ванюков, демобилизовавшись, вновь надевает форму гражданского летчика. Едет в Среднюю Азию, в город Фрунзе. Здесь на долгие годы он связал свою судьбу с первооткрывателями-геологами. В обыденном представлении геолог - это человек с рюкзаком за плечами и палкой в руке, одиноко бредущий «по горам - по долам». Но на помощь современным геологам пришла техника, пришли точные приборы, пришла и авиация. Одним из первых летчиков-геологов стал С.И.Ванюков. «Аэрогеологосъемочные работы - это очень интересное дело, - пишет Семен Иванович в одном из писем автору этих строк. — Сама летная работа очень сложная в горах Тянь-Шаня и Памира. Требуется летать очень низко, на бреющем полете, на высоте 25-50 метров, а выше приборы не чувствительны. Да и летать не очень интересно выше. Ведь цель полета - что-то найти, открыть новое месторождение полезных ископаемых, чтобы на твоих маршрутах росли рудники, новые города».

От этих слов веет комсомольской романтикой, которая не покидает Семена Ивановича. Но к молодому задору в его работе приложился и огромный летный опыт. В этих сложнейших полетах в любой момент могла подстеречь непредвиденная опасность. Об одном из случаев рассказывает фрунзенская журналистка И. Копылова:

«На всю жизнь запомнился С.И.Ванюкову случай в районе Центрального Тянь-Шаня, где работали геологи. Вместе с инженером- механиком Владимиром Плаксиным он на У-2 вылетел в район Сары-Булуна. Не успели пролететь несколько километров, как погода резко переменилась. Повернуть обратно оказалось невозможным.

А над Сары-Булуном бушевала пыльная буря, над ущельем сверкали молнии, и шел сильный дождь. Где приземлиться? Видимости - никакой, а кругом - горы. Чуть отвернешься от курса - врежешься в вершину. А где-то там, внизу, база геологов, посадочная площадка. Но что можно увидеть в этом мраке?

В ожидании, пока пыль несколько развеется, сделал несколько кругов над местом предполагаемой посадки. От резких бросков мотор стал захлебываться. Как быть? Где приземлиться? К счастью, видимость несколько улучшилась, и С.И.Ванюков заметил внизу выстроившихся в два ряда вдоль посадочной площадки геологов. Развернув машину против ветра, он повел ее на снижение. Едва самолет коснулся земли, как все, кто был на площадке, повисли на его крыльях, чтобы не дать ему перевернуться под напором сильного ветра. С трудом затащили они У-2 на стоянку».

Значок «Отличник Министерства геологии СССР» занимает достойное место на груди летчика рядом с боевыми наградами.

Другой отличительный знак - памятная медаль «За спасение альпинистов на пике «Победа» напоминает о событиях 1960 года, когда в беду попала группа советских альпинистов при восхождении. Как опытный летчик, С.И. Ванюков прибыл на помощь.

Он летал и к чабанам на далекие пастбища, проводил подкормку посевов, обрабатывал поля ядохимикатами, доставлял врачей в горные селения или вывозил больных в городские больницы.

Полеты всякие, с разными целями. Но все нужные людям. И так - 20 тысяч часов в воздухе.

Летчик-труженик - большой мастер своего дела. Наверное, разбуди его среди ночи, оторви от глубокого сна, он подробно расскажет о сложности и романтике своей профессии, обо всем, что касается летной работы. Но не только это отличает его, привлекает к себе тех, кто с ним общается.

Скромность, отзывчивость, готовность в любое время прийти на помощь - отличительные черты характера Семена Ивановича Ванюкова. Поэтому его из года в год товарищи избирали в партком, выдвигали в другие общественные организации. Он - член бюро районного комитета партии. И к любому поручению, будь то беседа с комсомольцами или разбирательство в запутанном персональном деле, - безукоризненно четкое, ответственное отношение.

Мальчишку из Малого Сундыря когда-то позвало небо. Позвало и не отпустило. Встречаясь с однополчанами и сослуживцами, Семен Иванович узнавал, что один за другим они перестают летать. А он продолжал летать, ибо это для него - дело жизни.

Еще в декабре 1966 года он писал: «Встретился с бывшими однополчанами. Многие демобилизованы, находятся на пенсии, а некоторые в армии еще служат, но никто, кроме меня, не летает. Я думаю, что еще на год допустят меня летать, чтобы свое 50-летие справить на летной работе».

Но и в августе 1971 года, уже будучи Героем Социалистического Труда, он писал: «Пока тружусь, продолжаю летать». А о высоком звании он говорит: «Я совсем не думал и не ожидал этого. Трудился честно и добросовестно, как и многие. Налетал 20 тысяч часов без происшествий - вот и все».

Хотя Семен Иванович долгие годы не был в родной республике, он всегда поддерживал с нею связь, интересовался ее делами, радовался ее успехам. Он переписывался с малосундырскими школьниками, его интересные письма всегда там читались с большим вниманием. Но письма - одно. Человека всегда тянет туда, где он впервые увидел голубое небо, где сделал первые шаги по Земле. За последние годы Семен Иванович Ванюков много раз приезжал в Малый Сундырь. И каждый раз встречался с учениками родной школы, любовался красотой родной природы.

Глядя на мальчишек и девчонок семидесятых годов, он вспоминал свое трудное детство, нелегкую боевую и трудовую биографию. И радовался, гордился, что трудами и заботами его поколения добыта и построена счастливая жизнь этих ребятишек. За это счастье Семен Иванович, не щадя своей жизни, сражался против немецко-фашистских извергов на фронтах Великой Отечественной войны. Во имя этого счастья все свои силы, знания и богатый жизненный опыт он отдавал в мирные дни.

 Литература:

  1. 20 тысяч часов в воздуха // Сануков К. Н. Наши земляки: пути и судьбы / Ксенофонт Сануков. Йошкар-Ола, 2011. – С. 301-306.
Русский