В каждом пейзаже – восторг, в каждом портрете – душа: к 85-летию со дня рождения марийского художника Алексея Ивановича Бутова (1935-1993)

22.06.2020 | 2670 просмотра(ов)

Алексей Иванович Бутов родился 22 июня 1935 года в селе Черкассы Чибисовского района Орловской области (ныне Елецкого района Липецкой области). После окончания сельской школы поступил в Елецкое художественном училище, учился у В. Сорокина, А. Кора, Н. Маревского. В 1958 году Алексей Бутов приехал в Йошкар-Олу и активно включился в творческую жизнь коллектива марийских художников. В начале творческого пути занимался оформлением и иллюстрированием книг Марийского книжного издательства.

Художник писал маслом в разных жанрах. Ведущее место в его творчестве занимают сюжетно-тематическая картина и портрет, но и в пейзажный жанр он внёс ощутимый вклад и своё самобытное видение мира.

Алексей Бутов – прирожденный живописец. Он любил всевозможные сочетания изумрудной зелени, которая придает полотнам изысканность и нежность, объединяет другие цвета и держит весь колорит. Художник умел сохранить чистоту каждого цвета, которая придаёт живописи сочность, а тональное единство приводит звучание цветов к гармонии. Как рисовальщик Алексей Иванович проявил себя в острохарактерном карандашном портрете. Делясь опытом с молодёжью, Алексей Бутов советовал «больше наблюдать жизнь, писать жизнь». Он был убеждён, что ни самое яркое воображение, ни фотография, к которой сейчас прибегают художники, не могут заменить жизненных впечатлений и работу на пленэре.

Картина художника «Казахстанское полотно» в 1962 году удостоена премии Союза художников СССР и ЦК ВЛКСМ. Немало его работ посвящено родным местам: «Елец. Старый город», «Двор у Вознесенского собора», «Вид Ельца», «По воду», «Край села», «Дорога» и другие.

С 1958 года А. И. Бутов участвовал в зональных и всесоюзных выставках. Персональные выставки проходили в 1976 и 1986 годах в Йошкар-Оле. Работы художника экспонируются в музеях Самары, Саранска, Йошкар-Олы, Козьмодемьянска, в частных собраниях России и за рубежом. Картина «Марийка у колодца» хранится в Национальном музее города Мадрида.

Можно долго перечислять заслуги художника, который, не будучи уроженцем марийского края, принёс ему славу, своей творческой деятельностью способствовал формированию лица марийской живописи.

Алексей Иванович стоял у истоков создания Союза художников Марийской АССР, был председателем его молодёжного комитета, являлся членом выставкома «Большая Волга». Это не просто слова, за ними – большая работа. Но об этом знали только в узком профессиональном кругу. Современникам А. Бутов был известен по картинам. 

Искусную игру на гуслях П. С. Тойдемара изобразил художник на своём полотне «Мелодии Тойдемара» (1966). Алексей Иванович выразил нежную мелодию гуслей, в которых поёт душа марийского народа. Название полотна раскрывает смысл картины. Мелодия заложена в ритме танца юношей и девушек, одетых в вышитые национальные костюмы.

Она повторяется в движении волынщика, в белоствольных берёзках и замирает в торжественной фигуре Тойдемара, держащего на коленях музыкальный инструмент. Художник наделил своего героя душевной чистотой, благородством, умудренностью.

Собранность и одухотворенность гусляра, плавные движения его рук, нежно прикасающихся к струнам, ласковый взгляд внимательных глаз рисуют характер артиста, преданно влюбленного в искусство. Полотно отличается глубоким лиризмом. В его цветовой гармонии, построенной на золотисто-желтых, белых, изумрудных тонах, как бы струится мелодичный звон гуслей. Здесь художник запечатлел любовь марийского народа к первозданной красоте природы, к той жизненной среде, которая является неотъемлемой частью человеческого существования. 

Кто не слышал о полотне «Декрет марийцам», созданном в 1967 году? Очень хотелось бы верить в то, что многие его видели.

А портреты? В каждом – дыхание времени. Пожалуй, в этом жанре не было ему равных. Экспозиция даёт возможность вглядеться в лица композитора А. Искандарова, поэта В. Колумба, художника С. Подмарева. Портретное наследие гораздо богаче, всё невозможно показать.  А. И. Бутов умел выявить индивидуальные черты характера, подчеркнуть главное. Его портреты – это не комплимент, это деликатная попытка заглянуть в душу портретируемого. Щедрый талант художника позволял ему быть на гребне профессионализма и в других жанрах – в тематической картине, индустриальном пейзаже, натюрморте. 

И «Колхозница» (1964), и «Ритмы Звениговского судостроительного» (1987), и «На волжских берегах» (1973), и «Молодые» (1974) – всё это картины, которые приводят зрителей в восторг. Потому что они написаны с пафосом, с увлечением. Мы не знаем, сколько работал художник над каждым полотном. Возможно, не всё удавалось сразу. Но в любом пейзаже, натюрморте сохранена свежесть восприятия, впечатление, заставившее когда-то живописца сделать первый мазок. Именно это захватывает зрителя и заставляет его сопереживать сюжету произведения искусства.

Алексей Иванович Бутов в марийской живописи – это целая эпоха, 35 лет вдохновенного труда. А. И. Бутов с 1962 года заслуженный деятель искусств Марийской АССР, с 1964 года – член Союза художников СССР. Умер художник в 1993 году.

Электронные ресурсы:

  1. В каждом пейзаже – восторг, в каждом портрете – душа - URL :

https://www.marpravda.ru/news/religiya/mp_050901_07/ (дата обращения 18.06. 2020).

  1. Бутов Алексей Иванович - URL http://lounb.ru/calendar/all-dates/butov-aleksej-ivanovich-1935-1993 (дата обращения 18.06. 2020).
  2. Алексей Бутов и Сергей Подмарёв - URL : https://www.rmii.ru/node/34 (дата обращения 18.06. 2020).
  3. Картина А. Бутова «Мелодии Тойдемара» - URL : https://vk.com/wall-155546952_27000 (дата обращения 19.06. 2020).
  4. Презентация В песне – душа народа - URL : https://infourok.ru/prezentaciya-v-pesne-dusha-naroda-2855519.html (дата обращения 19.06. 2020).
  5. В пении струн – душа народа - URL :  http://toydemar.narod.ru/web/onem.htm (дата обращения 19.06. 2020).

 

Н. В. Царегородцева, главный библиотекарь научно-методического отдела Национальной библиотеки им. С. Г. Чавайна

Русский