УЧЕБНЫЕ КУРСЫ: РАССКАЗ ОЧЕВИДЦА

08.04.2021 | 77 просмотра(ов)

22 сотрудника Национальной библиотеки имени Чавайна в два потока (22-24 марта и 5-7 апреля) прошли обучение на курсах повышения квалификации. Заявленная тема курсов - «Новые модели развития библиотек».

Расскажу о процессе обучения того потока, участником которого была я лично.

Трехдневная программа курсов была яркой и весьма насыщенной. В первый день под чутким руководством главного библиотекаря НМО Карасевой И.Ю. курсанты освежили в памяти, а то и заново познакомились с правовыми документами, регулирующими деятельность современных общедоступных библиотек. Ирина Юрьевна, назубок знающая всю нормативную базу, лично знакомая с некоторыми из ее разработчиков, имеющая четкое представление о том, как нужно модернизировать библиотечную деятельность, сумела настолько погрузить слушателей «в сладостный мир цифр, сводок, отчетов», что они реально забывали о времени. Ей удалось сделать так, чтобы за каждой высветившейся на экране цифрой вставали заинтересованные люди, гениальные идеи, живые пульсирующие дела, а радужные мечты библиотекарей принимали вполне реальные формы. И, как заклинание, как гарант осуществления многих библиотечных надежд, в ее выступлении рефреном звучало имя директора РГБ Дуды В. В. «Дуда сказал – Дуда сделает!» - неоднократно и уверенно подчеркивала Карасева.

Следующая тема, которая тоже оказалась весьма животрепещущей, звучала так: «Продвижение библиотеки в электронной среде: виртуальные выставки». Заведующая отделом автоматизации Митюкова Е.В. познакомила слушателей с существующими программами, которые должны помогать библиотекарям изготавливать презентации и виртуальные выставки в более выразительном, динамичном, а, значит, более востребованном виде. Как и положено, теория была мощно подтверждена практикой. Любой желающий под бдительным и доброжелательным присмотром Елизаветы Валерьевны мог создать очень даже неплохой электронный продукт.

Первый день обучения закончился лекцией «Краеведческая деятельность библиотеки на современном этапе», которую прочитала заместитель директора Национальной библиотеки Виноградова Т.В. Сказать, что лекция была познавательной и насыщенной – не сказать ничего! Выверенная структура, плотность интереснейшего краеведческого материала, личная заинтересованность лектора, неожиданные выводы и посылы – все это послужило тому, чтобы выступление было прослушано курсантами на одном дыхании и принято как руководство к действию.

Во второй день обучения с самого начала была задана весьма многообещающая позитивная нота. Главный библиотекарь НМО Ельмикеева Н.О. рассказала о креативных и интерактивных формах работы с пользователями в современной библиотеке. При этом был обобщен опыт не только российских библиотек, но и аналогичных учреждений США. Германии, Бельгии Франции…

В своем трехчасовом выступлении Надежда Олеговна умудрилась поведать более чем о 100 новых или относительно новых, но, безусловно, ярких и оригинальных способах общения сотрудников библиотек с реальными и потенциальными читателями.

Коллективный разум и души курсантов порадовались тому, как креативно, необычно, иногда вызывающе дерзко, но в любом случае весьма действенно работают современные библиотекари, продвигая книгу и чтение в массы.

Но: тот же коллективный разум и те же души были несколько смущены тем, что в современный библиотечный лексикон вошло множество англицизмов, которыми, по модной сейчас тенденции, заменяются слова нашего родного русского языка: квиз, квест, слэм, косплей, стриминг, флешмоб, коворкинг, квилт…

Одна из курсанток, «в совершенстве владеющая английским языком», объяснила, что по нынешним временам это замещение вполне закономерно, ибо язык, стремясь к лаконичности, охотно использует именно короткие слова. А ведь, по сути, «квиз» - это всего лишь викторина, «квест» - поиск предмета, поиск приключений, «слэм» - толкание локтями в толпе, «косплей» - переодевание и перевоплощение в книжного или иного героя…

Думается, что подобная языковая тенденция может стать предметом особого разговора.

В финале лекции слушателям был показан небольшой фильм, рассказывающий о самых красивых и необычных библиотеках мира.

Программу обучения продолжил рассказ Карасевой И.Ю. о Национальной электронной библиотеке – НЭБ, о ее возможностях и динамичном развитии. Как вы думаете, какое имя звучало при этом особенно часто? (ответ: ДУДА!!!).

И завершился второй день обучения лекцией и практическим занятием, проведенными заведующей отделом маркетинга Рябчиковой У.Р. Темой занятия стало написание текстов для социальных сетей. Ульяна Робертовна, будучи продвинутым специалистом, подробно остановилась на распространенных ошибках, допускаемых авторами публикаций, и о способах их избежать. Теперь курсанты, вооруженные знаниями и практическими навыками, готовы работать в социальных сетях более активно, правильно и плодотворно.

Заключительный день курсов был посвящен итоговой аттестации. Преподаватели предложили курсантам участие в форсайт-сессии «Библиотека: эволюция пространства и деятельности», чтобы продемонстрировать самим себе и аттестационной комиссии приобретенные знания и умения.

Проблема, предложенная для обсуждения и возможного решения, была весьма горячей и болезненной. Почему количество читателей библиотеки уменьшается? Чего конкретно не хватает конкретной библиотеке, чтобы стать востребованной у жителей города? Как сделать пространство библиотеки привлекательным и удобным для посетителей?

Курсанты, душой болеющие за свою библиотеку, очень бурно формулировали недостатки: отсутствие нужного количества техники, интернета, автопарковки и велопарковки, устаревающие фонды, недостаточная работа с волонтерами, не очень грамотные публикации для социальных сетей, отсутствие в библиотеке зон отдыха и детских площадок, не всегда компетентные кадры…

Недостатков было наформулировано много. Жаль, что поговорить о достоинствах времени не оказалось. Видимо, в другой раз…

Затем вся группа была разбита на две подгруппы, которым предложили придумать и воплотить на бумаге идеи возможного обустройства двух отделов библиотеки: отдела технической литературы и отдела литературы по искусству. При этом надо было учесть и ликвидировать все те недостатки, которые были выявлены первоначально.

12 человек с великим энтузиазмом принялись безгранично и безнаказанно фантазировать. Мысленно они раскрашивали полы и стены отданных в их «владение» отделов самым непостижимым образом, населяли территорию огромным количеством современной техники, обустраивали роскошные зоны отдыха и свободного общения, щедро открывали доступ к фондам, проектировали удобную и трансформируемую мебель, придумывали для посетителей с детьми забавные и познавательные площадки…

Получилось настолько здорово, что все присутствующие захотели «поселиться здесь навеки»! И, несомненно, читатели БУДУЩЕГО, придя в ТАКУЮ библиотеку БУДУЩЕГО, останутся довольны!

Фантазии и творческие старания курсантов были по достоинству оценены членами аттестационной комиссии и заинтересованными экспертами.

Председатель комиссии директор Национальной библиотеки Щеглова И.В. сказала курсантам много добрых слов: и всей группе в целом, и каждому ее участнику персонально. И дала «добро» на дальнейшие творческие изыскания.

Наполненные знаниями, практическими навыками и положительными эмоциями, прижимая к груди полученные удостоверения о пройденных курсах повышения квалификации, библиотекари из мира фантазий вернулись в реальность, готовые «свернуть любые горы»!

 

Материал подготовила сотрудник Центра чтения, слушатель курсов повышения квалификации Нагибнева И.Н.

Больше фотографий можно посмотреть в альбомах:

Курсы 22-24 марта

Курсы 5-7 апреля

Русский