ТВОРИ, ДЕРЗАЙ, ВЫДУМЫВАЙ: 27 июня – День изобретателя и рационализатора

27.06.2020 | 1230 просмотра(ов)

Важнейшая задача цивилизации –

научить человека мыслить.

 Томас Эдисон

Ежегодно в последнюю субботу июня в нашей стране отмечается День изобретателя и рационализатора. В этом году он приходится на 27 июня. Мы живём в интересное время, когда открывается дорога всему новому: идеям, технологиям, востребованности «мозгов». Люди, всё время фонтанирующие идеями и ищущие новые, нестандартные решения, – это изобретатели.

Изобретатель – это профессия или увлечение? Почти в каждом из нас есть эта способность – изобретательность. Проявляется она с самого раннего детства. Выстроить крепость из кубиков, собрать модель из элементов конструктора, перебраться через ручей в походе – при решении этих и многих других задач на помощь приходит изобретательность.

Постигая и преобразуя окружающий мир, человек может выступать в трёх видах творческой деятельности. Первый – исследование объективно существующих закономерностей, свойств и явлений окружающего мира. Это удел учёных, и итогом их деятельности является открытие. Другой вид творческой деятельности связан с решением задач, повседневно возникающих в различных областях хозяйственной деятельности. Наиболее оригинальные решения становятся изобретениями. Часто изобретения возникают на базе какого-либо крупного научного открытия. Например, на базе открытия электрической дуги Василием Петровым появились такие изобретения как дуговая сварка, электрические (дуговые) лампы и т.д.

Что же такое изобретение? Ответить на этот вопрос надо так: если ваша модель содержит элемент новизны, если в ней есть оригинальное решение, конструкция, никем ранее не применённая, то это изобретение. Общество уже давно ввело критерий оценки изобретения – экономическая эффективность от его внедрения. Оказывается, маленькая заклёпка может свободно «обыграть» в этом соревновании огромный металлорежущий станок. По-французски слово «инженер» означает «изобретатель». Но изобретение – удел не только инженеров. Изобретать под силу и школьникам, и студентам училищ, техникумов и вузов.

Третий вид творческой деятельности – рационализация. С технической точки зрения граница между изобретательством и рационализацией не такая чёткая. Содержанием как изобретения, так и рационализаторского предложения является техническое решение. Отличие между ними в уровне новизны этого решения: изобретательское решение должно быть совсем новым и оригинальным и не иметь аналогов нигде в мире. Рационализаторское решение должно быть оригинальным лишь в пределах того предприятия, где подано рацпредложение.

В Республике Марий Эл уделяется большое внимание развитию изобретательской и рационализаторской деятельности. В 2018 году воссоздано Региональное отделение Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов. Республика Марий Эл по коэффициенту изобретательской активности находится на четвёртом месте среди регионов Приволжского федерального округа. Изобретения учёных республики, относящиеся к разным отраслям народного хозяйства, получают признание и на российском уровне.

В книгах фонда отдела естественно-научной и технической литературы содержится информация о том, как научиться изобретать и правильно оформить заявку на изобретение. Представляем читателю информацию о некоторых из них:

Иванов, Г. И. Формулы творчества, или Как научиться изобретать : книга для учащихся старших классов / Г. И. Иванов. – Москва : Просвещение, 1994. – 207 с.

Автор книги – конструктор по профессии, имеющий более100 изобретений, отвечает на актуальные вопросы: зачем человеку творчество? Как надо изобретать? На многочисленных примерах, взятых из практики и доступных учащимся среднего и старшего школьного возраста, автор убедительно показывает процесс перехода от случайного, неуправляемого метода проб и ошибок к управляемому творчеству высокого уровня.

Книга может служить популярным учебным пособием и помогает развивать творческие способности.

Прушинский, В. О. Изобретать может каждый: сценарии эволюции / Валерий Олегович Прушинский. – Москва : Форум, 2012. – 175 с. : ил.

Эта книга посвящена разработке и внедрению гибридных продуктов, как наиболее важных для успеха инноваторов, маркетологов, менеджеров и проектировщиков, ибо в наши дни гибридные продукты всё сильнее вторгаются в области обычных изделий, снижая их продажи. Книга объединяет Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), внедрение новых продуктов на рынок с идеей биологической эволюции в новый мощный подход – Гибридизацию Продуктов. «Изобретать может каждый» – описание правил, методов и приёмов генерации концепций новых успешных потребительских продуктов для различных рыночных секторов. В тексте даны уникальные советы и практические алгоритмы по созданию таких изделий.

Бромберг, Г. В. Основы патентного дела : учебное пособие / Г. В. Бромберг. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – Москва : Экзамен, 2002. – 223 с.

В пособии рассматриваются основные понятия в области промышленной собственности, вопросы, связанные с охраной патентных прав за рубежом и в Российской Федерации, классификацией охранных документов, оформлением заявок, использованием, лицензированием и оценкой стоимости объектов промышленной собственности, а также механизм стимулирования изобретательской деятельности.

Для студентов и преподавателей технических вузов, конструкторов, технологов, руководителей организаций и лиц, чья деятельность связана с патентным делом.

Муштаев, В. И. Основы инженерного творчества : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Машины и аппараты химических производств» / В. И. Муштаев, В. Е. Токарев. – Москва : Дрофа, 2005. – 254 с. : ил.

В пособии излагается материал таких актуальных направлений, как технология интеллектуальной деятельности, теория решения изобретательских задач, теория оптимального проектирования сложных систем. Приводятся важные для современного специалиста сведения по охране промышленной и интеллектуальной собственности.

Для студентов, изучающих дисциплину «Основы инженерного творчества», инженеров, преподавателей и аспирантов.

Речицкий, В. И. Профессия – изобретатель : книга для учащихся старших классов средней школы / В. И. Речицкий. – Москва : Просвещение, 1988. – 160 с. : ил. – (О профессиях, производстве и людях труда).

В книге школьники познакомятся с правовыми нормами и законами, с терминологией и документацией, с правилами и методикой оформления заявок на изобретения и рационализаторские предложения.

Издание окажет практическую помощь юным рационализаторам и изобретателям в их творческой работе, оформлении новых технических решений.

 

Материал подготовлен главным библиотекарем отдела естественно–научной и технической литературы Т. М  Крестиковой

Русский