ТЕАТР. СТО ЛЕТ НАЗАД. Признание в любви Пашенной Вере Николаевне

18.09.2019 | 1859 просмотра(ов)

 «Очень люблю читать про артистов. А Веру Николаевну очень любила» – такую надпись хранит листок отрывного календаря от 18 июня 1974 года. Романтическое признание было обнаружено в книге: Вера Николаевна Пашенная: статьи, воспоминания / составители И. В. Полонская, А. Л. Штейн. – Москва : Искусство, 1971. – 302 с.

Пашенная Вера Николаевна (1887-1962), актриса Малого театра, народная артистка СССР (1937), родилась 19 сентября.

Дочь известного актёра Н. П. Рощина-Инсарова, сестра Е. Н. Рощиной-Инсаровой. В 1904-1907 годах училась в Московском театральном училище. С 1907 года в Малом театре. Начинала с ролей, перешедших к ней от великой М. Н. Ермоловой: Кэтти («Джентельмен» А. И. Южина-Сумбатовой), Мария Стюарт («Мария Стюарт» Ф. Шиллера).

Важным событием театральной жизни Москвы была сыгранная Пашенной В. Н. в 1919 году роль Электры (спектакль «Электра» Г. Гофмансталя). Вере Николаевне удалось создать значительный и яркий образ. Актриса Малого театра, Е. Н. Гоголева, игравшая в «Электре» роль Хризатемиды, вспоминала: «Зима 1919 года. В Москве угрюмые, нетопленные дома с лопнувшим отоплением, в окнах – трубы от печурок – «буржуек». Голод. В театре холодно. Зритель сидит, не раздеваясь, в валенках. Пашенная репетировала, не жалея себя, в каком-то легком платье и, несмотря на все уговоры, никак не соглашалась надеть что-нибудь потеплее. Сколько же надо было иметь работоспособности, терпения и сил, чтобы со всей отдачей репетировать эту труднейшую роль в таких условиях. Спектакль имел большой успех, и, конечно, этот успех принадлежал главным образом чудесной исполнительнице заглавной роли».

В 1921-1928 годах В. Н. Пашенная выступала также в других московских театрах: в Музыкальной студии МХАТ, в Театре Корша. В 1922-1923 годах участвовала по приглашению К. С. Станиславского в зарубежной поездке МХАТа.

Актрисе мощного темперамента была свойственна романтическая приподнятость при психологически-бытовой достоверности. Умела предельно ярко и темпераментно донести до зрителя лучшие образцы мировой и российской драматургии. Её работы отличались высокой сценической культурой, безупречным владением речью. В Национальной библиотеке находятся воспоминания Веры Николаевны Пашенной: Искусство актрисы / под редакцией В. Фролова. – Москва : Искусство, 1954. – 268 с.; Ступени творчества. – Москва : Всероссийское театральное общество, 1964. – 211 с.

Пашенной В. Н. особенно удавались женские характеры в русской бытовой драме и комедии: Катерина, Лариса, Анна Павловна («Гроза», «Бесприданница», «Шутники» А. Н. Островского), Лиза («Горе от ума» А. С. Грибоедова). Наиболее полно своеобразие таланта Пашенной, всегда стремившейся к созданию образов сильных, цельных натур, раскрылось в ролях Евгении («На бойком месте» Островского; в репертуаре Пашенной оставалась свыше 30 лет), Любови Яровой («Любовь Яровая» К. А. Тренёва) и Вассы Железновой («Васса Железнова») Горького. В 1962 году как режиссер поставила (совместно с М. Н. Гладковым) «Грозу» Островского (сыграла Кабаниху). В коллекции Гостелерадиофонда хранятся записи спектаклей, сцен из спектаклей с участием актрисы, радиоспектаклей и литературных произведений.

Руфина Нифонтова, актриса Малого театра, вспоминала: «Весной 1957 года я была принята в Малый театр и 3 мая впервые пришла на репетицию. Вера Николаевна не только терпеливо и настойчиво учила меня на репетициях. Она прислала мне, дебютантке, письмо, которое ободрило и окрылило меня: «От всего сердца горячо поздравляю Вас, милая Руфа, с вашим первым выступлением в моем родном Малом театре. Счастлива, что в его старых, но вечно юных стенах зазвучит Ваш голос и в жизнь театра вольется новое молодое дарование. Радуюсь тому, что Вы талантливая, простая, хорошая, правдивая актриса. Желаю Вам здоровья, сил, успеха, но никогда не терять самого прекрасного в искусстве –  правды, страсти и упорного труда».

Пашенная В. Н. снималась в кино с 1912 года («Бесприданница», «Гроза», «Поликушка», «Хромой барин», «Екатерина Воронина», «Идиот», «Повесть о молодожёнах»). С 1914 года начала вести педагогическую работу,  преподавала на драматических курсах при Малом театре. В 1924 с Н. А. Смирновой на основе первого выпуска курсов организовала Театр-студию и стала её директором. С 1941 года профессор. С 1945 года руководила кафедрой актёрского мастерства в театральном училище имени Щепкина.

В 1936 (во время гастролей в Заполярье) содействовала организации Первого Заполярного театра в г. Игарка. В честь актрисы названы улицы в городе Королеве Московской области, в Донецке и Полтаве. В Москве установлена мемориальная доска на доме, где она жила.

В подготовке материала использованы издания из фонда Национальной библиотеки им. С. Г. Чавайна:

Пашенная Вера Николаевна // Большая Российская энциклопедия. – Москва : Большая Российская энциклопедия, 2014. – Т. 25. – С. 489-490.

Пашенная Вера Николаевна // Русский драматический театр: энциклопедия / под общей редакцией М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой. – Москва : Большая Российская энциклопедия, 2001. – С. 345.

Вера Николаевна Пашенная // Самые знаменитые артисты России / автор-составитель С. В. Истомин. – Москва : Вече, 2002. – С. 161-164.

Вера Николаевна Пашенная : статьи, воспоминания / составители И. В. Полонская, А. Л. Штейн. – Москва : Искусство, 1971. – 302 с.

Толченова, Н. Живая Пашенная / Н. Толченова. – Москва : Советская Россия, 1968. – 383 с.

 

Русский