ТЕАТР. СТО ЛЕТ НАЗАД. «Королева гротеска» : Фаина Раневская

02.04.2019 | 2340 просмотра(ов)

 «Ах, как она играла, когда была в ударе,

Пусть режиссер-палач начинал все сначала.

Ах, как она играла, когда была в ударе,

По команде мотор, даже небо рыдало»

(из песни – посвящения Ф. Г. Раневской ансамбля «Коридор»)

Раневская Фаина Георгиевна (Фанни Гиршевна Фельдман) (1896-1984) — народная артистка СССР, родилась в Таганроге.

Театром увлеклась с 14-летнего возраста, а её первой профессиональной труппой стал керченский театр. Именно там и родился псевдоним Раневская. Легенда гласит: ветер вырвал из рук Фанни деньги, присланные матерью, а она вместо того, чтобы сокрушаться о потере, сказала, как красиво они улетают. «Да ведь вы – Раневская! Только она могла так сказать!» – воскликнул спутник девушки, имея в виду героиню «Вишневого сада».

Из воспоминаний Фаины Георгиевны: «1919 год. Крым. Играли в Феодосии, Симферополе, Евпатории, Севастополе. Иду в театр, держусь за стены домов, ноги ватные, мучает голод.

Бывший дворянский театр, в котором мы работали, был переименован в «Первый советский театр в Крыму». Я не уверена, что все мы выжили бы (а было нас четверо), если бы о нас не заботился поэт Максимилиан Волошин. Я не встречала человека его знаний, его ума, какой-то нездешней доброты. Волошин был привлечен к работе в Художественном совете симферопольского театра. Он порекомендовал нам пьесу Бенавенте «Изнанка жизни». И вот мы, актёры, голодные и холодные, так как театр в зимние месяцы не отапливался, жили в атмосфере искусства с такой великой радостью, что все трудности отступали.

Первый сезон в Крыму, я играю в пьесе Сумбатова Прелестницу, соблазняющую юного красавца. Действие происходит в горах Кавказа. Я стою на горе и говорю противно-нежным голосом: «Шаги мои легче пуха, я умею скользить, как змея…». После этих слов мне удалось свалить декорацию, изображавшую гору, и больно ушибить партнера. В публике смех, партнер, стеная, угрожает оторвать мне голову. Придя домой, я дала себе слово уйти со сцены».

В первых же ролях обнаружился дар Ф. Г. Раневской соединять смешное и серьёзное, эксцентричное и грустное. С 1931 года начала работать в московском Камерном театре, с 1935 года в центральном театре Красной Армии, где в образе Вассы Железновой в полной мере раскрылись обе стороны таланта Раневской – сатирическая и трагическая. В 1943-1949 годах в Московском театре драмы, в 1955-1963 годах в Московском театре им. А. С. Пушкина. В 1949-1955 и с 1963 по 1984 годы в театре им. Моссовета.

Ф. Г. Раневская была и комедийной, и драматической актрисой. Её героини всегда могли заставить зрителя и рассмеяться, и прослезиться. Яркая выразительная сценическая речь, щедрые бытовые краски, острый, подчас гротесковый рисунок роли придавали персонажам Раневской своеобразие. Роли миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж» Д. Патрика, 1966), Люси Купер («Дальше-тишина» В. Дельмара, 1969), Глафиры («Последняя жертва» А. Н. Островского, 1973), Филицаты («Правда – хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского, 1980) стали знаковыми для отечественной театральной жизни второй половины XX века.

В Национальной библиотеке находится видеозапись легендарного фильма-спектакля «Дальше-тишина». Постановка Анатолия Эфроса, в ролях Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Ирина Муравьева. Электронный оптический диск вышел в серии «Театр на экране» в 2009 году.

В кино Фаина Георгиевна Раневская дебютировала в фильме «Пышка» режиссера Михаила Ромма (1934).

Ф. Г. Раневская воплощала на экране малоприятных, склочных дам и делала это поистине блестяще – с юмором, вкусом, присущим одной только ей шармом.

В золотой фонд отечественной киноклассики вошли роли Ф. Г. Раневской в фильмах: «Золушка», «Александр Пархоменко», «Мечта», «Весна», «Подкидыш», «У них есть Родина» и другие.

Свойственные Раневской язвительное остроумие, дар меткой афористичности сделали её ещё при жизни легендой театрального мира. В 1947 году она снимается вместе с Любовью Орловой в фильме Г. Александрова «Весна» в роли Маргарита Львовны. Придуманное её выражение: «Красота – это страшная сила!» стало крылатым афоризмом.

Фаина Георгиевна Раневская – актриса на все времена. Её искрометный юмор и незаурядный талант великой актрисы покорили сердца не одного поколения зрителей. Актриса, о которой при её жизни слагались легенды, а после её смерти ей и по сей день приписывают все новые и новые изречения.

Ф. Г. Раневская принимала участие в озвучивании мультипликационных фильмов, например, известная фрекен Бок в мультфильме «Карлсон вернулся». В Таганроге, в честь любимой актрисы открыт арт-кафе «Фрекен Бок», который находится поблизости от родительского дома актрисы и памятника Фаине Раневской.

Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» в 1992 году Фаина Георгиевна Раневская включена в десятку самых великих актрис XX века.

В честь актрисы открыт астероид.

В день открытия первого международного театрального фестиваля имени Фаины Раневской «Российская провинция» в Таганроге установлен памятник. Бронзовая фигура изображает Раневскую в роли Ляли из фильма «Подкидыш».

В Москве и в Симферополе на домах, где жила Фаина Георгиевна установлены мемориальные доски.

В 2017 году на фестивале «Новая волна» (Сочи) состоялась премьера песни «Раневская» (музыка и слова – Алексей Романоф) в исполнении Лолиты Милявской:

«Посиди - сиди со мною седина, седина,

Серебром твою покрыла голову, а дальше тишина.

Как Раневская игралая бы так же не смогла».

На выставке «Театральная палитра» в информационно-библиографическом отделе представлены эксклюзивные фотографии из музея Государственного академического театра имени Моссовета, посвященные Фаине Георгиевне Раневской.

В Национальной библиотеке им. С. Г. Чавайна можно познакомиться с литературой о жизни и творчестве великой актрисы.

Перечислим издания, которые не представлены в Большой Российской энциклопедии (2008, том 28):

Бондаренко, В. В. Сто великих российский актеров / В. В. Бондаренко. – Москва : Вече, 2014. – 415 с. – (100 великих).

Дунина, С. Фаина Раневская /С. Дунина. – Москва : Искусство, 1953. – 82 с.

Самые знаменитые артисты России / автор-составитель С. В. Истомин. –– Москва : Вече, 2002. – 262 с. – (Самые знаменитые).

Скороходов, Г. А. Разговоры с Раневской / Г. А. Скороходов. – Москва : АСТ : Астол, 2006. – 412 с. – (Мемуары).

Щеглов, Д. А. Хроники времен Фаины Раневской / Д. А. Щеглов. – Москва : Астрель : Олимп : АСТ, 2005. – 397 с. – (Биографии).

Русский