ТЕАТР. СТО ЛЕТ НАЗАД. Камерный театр. Александр Таиров и Алиса Коонен

24.06.2019 | 1111 просмотра(ов)

 «О них восторженно отзывались все ведущие деятели культуры того времени: Бернард Шоу, Стефан Цвейг, Бертольд Брехт, Юджин О`Нил. Но это был такой очень не русский, не советский театр, альтернативный всему, что происходило в России. Но славу русскому театру они принесли огромную»

Е.Писарев, художественный руководитель Московского драматического театра им. А. С. Пушкина.

1919. В Камерном театре на Тверском бульваре (Москва) состоялась премьера спектакля «Адриенна Лекуврер» Э. Скриба и Э. Легуве. Перевод с французского А. Иванова. Постановка А. Таирова. Художник Б. Фердинандов. Музыка А. Александрова. Трагедию актрисы Театра французской комедии, покоривший народ во времена королей и Вольтера, играла Алиса Коонен. Последняя постановка спектакля состоялась 29 мая 1949 года. Алиса Коонен играла вдохновенно, самозабвенно. После закрытия занавеса – овации, крики благодарности, слезы. Занавес давали несчетное количество раз, а публика все не расходилась.

Камерный театр (Государственный московский Камерный театр) или, по определению его создателя-режиссера А. Я. Таирова, «театр эмоционально-насыщенных форм» сразу заявил о себе как театр большой литературы и высочайшей культуры оформления спектаклей.

Отличительное свойство Камерного театра – постоянное стремление к слиянию драматических и музыкальных искусств, к постановке на драматической сцене произведений, насыщенных песнями, танцами, в том числе и оперетт, «театра эмоционально-насыщенных форм». Таких названий на афишах, как в театре А. Таирова, не было ни у кого, например, «Синьор Формика», «Жирофле-Жирофля», «Человек, который был Четвергом». 12 декабря 1914 года Камерный театр открылся постановкой «Сакунталой», драмой древнеиндийского писателя Калидасы, писавшего на санскрите. Потом были «Покрывало Пьеретты» Шницлера и «Фамира Кифаред» Иннокентия Анненского, «Адриенна Лекуврер» Скриба и «Принцесса Брамбилла» по Гофману.

Таировские спектакли поражали зрителей от Южной Америки до Франции, где в 1920- 1930-е годы проходили гастроли Камерного театра. Юджин О`Нил считал таировские постановки своих пьес лучшими в мире, Бертольт Брехт передал Таирову свою «Трехгрошовую оперу».

Таиров и его Камерный театр завоевали мировую известность, оказав влияние на многих деятелей современного сценического искусства.

Таиров Александр Яковлевич (1885-1950), основатель театра, один из крупнейших русских режиссеров-новаторов XX века, народный артист РСФСР (1935). Окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1914 году вместе с А. Г. Коонен и группой молодых актёров создал в Москве Камерный театр, главным режиссёром которого был до закрытия театра в 1949 году. Деятельный режиссёр организовал «Общество друзей Камерного театра», издавал журнал «Мастерство театра», газету «7 дней Камерного театра», создал клуб «Эксцентрион», студию, ставшую государственным театральным училищем.

Таиров придавал большое значение музыке, декорационному оформлению, костюмам, требовал от актёров всестороннего развития мастерства, в частности владения пантомимическим искусством. Он привлекал к работе в Камерном театре крупнейших художников и композиторов. С первых шагов непрерывно экспериментируя, Таиров отказался от традиционной коробки-павильона, строил действие спектакля на нескольких плоскостях, иногда одновременно на разных площадках сцены, делал цвет одним из самых главных элементов оформления, придавал большое значение сценическому освещению, ритму и музыкальности сценического действия. Творчество Таирова оказало заметное влияние на многих деятелей отечественного и зарубежного театра.

Коонен Алиса Георгиевна (1889-1974), актриса, народная артистка РСФСР (1935). В 1905 поступила в Школу МХТ, где была одной из любимых учениц К. С. Станиславского. Мария Ермолова подарила дебютантке свою фотографию со словами: «Милой звездочке Алисе Георгиевне. В добрый путь». Как продолжательнице традиций великих русских трагических актрис в 1948 году А. А. Яблочкина передала Коонен веер М. Н. Ермоловой. После закрытия Камерного театра в 1949 году Коонен А. Г. выступала с концертами, где наряду с отрывками из прежних работ читала стихи, исполняла в концертном варианте новые роли. Записала цикл передач на радио.

В 2017 году Московский драматический театр им. А. С. Пушкина учредил памятный знак «За продолжение традиций Камерного театра». Памятная медаль изготовлена ювелирной студией «Майзель» по эскизу художника Павла Оринянского. Награда ежегодно присуждается выдающимся деятелям культуры – актерам, режиссерам, художникам театра, чье творчество отмечено исключительным вкусом, стилем и талантом в духе традиций театра Александра Таирова. Обладателями памятного знака стали: режиссеры Роман Виктюк, Римас Туминас, Кирилл Серебренников, художник Виктория Севрюкова, журналист, историк Камерного театра Сергей Николаевич, актеры Алла Демидова и Александра Урсуляк.

В подготовке материала использованы издания из фонда Национальной библиотеки им. С.Г.Чавайна:

Александр Яковлевич Таиров // Сто великих режиссеров / автор - составитель И. А. Мусский. – Москва : Вече, 2004. – С. 99-106.

Алиса Коонен // Марков, П. А. Театральные портреты. – Москва-Ленинград, 1939. – С. 164-178.

Головашенко, Ю. Таиров: к 80-летию со дня рождения / Ю. Головашенко // Театр. – 1965. – № 9. – С. 90-111.

Городецкий, С. Раскованный театр: отрывки из неопубликованной книги о Камерном театре / Сергей Городецкий; подготовка текста и приложения В. Енишерлова // Наше наследие. – 2014. – № 112. – С. 82-93.

Должанский, Р. Несистемная позиция : [к 100-летию Камерного театра] / Роман Должанский // Коммерсант-Власть. – 2014. – № 49. – С. 44-45.

Коонен, А. Из воспоминаний о Таирове / Алиса Коонен // Театральная жизнь. – 1961. – № 11. – С. 23-25.

Коонен, А. Мысли о воспитании актера / Алиса Коонен // Театр. – 1955. – № 4. – С. 114-125.

Коонен, А. Страницы жизни / Алиса Коонен; послесловие Ю. Рыбакова. – [Изд. 2-е]. – Москва : Искусство, 1985. – 447 с.

Русский драматический театр: энциклопедия / под общей редакцией М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой. – Москва : Большая Российская энциклопедия, 2001. – 567 с.

Таиров, А. Я. Записки режиссера: статьи, беседы, речи, письма / А. Я. Таиров; составитель Ю. Головашенко. – Москва : Всероссийское театральное общество, 1970. – 602 с.

Русский