СТО ЛЕТ НАЗАД. ТЕАТР. Игорь Ильинский

28.01.2019 | 395 просмотра(ов)

Ильинский Игорь Владимирович (1901-1987) — российский актёр, народный артист СССР, Герой Социалистического труда. Блестяще владея искусством пантомимы и мимики, вошёл в число крупнейших комиков мирового экрана.

С именем актёра неразрывно связана эпоха «великого немого». В звуковом кино он создал незабываемые нарицательные образы: Бывалый в фильме «Волга-Волга», Огурцов в «Карнавальной ночи». В этих лентах в полной мере проявились мастерство Игоря Ильинского, тонкая наблюдательность и острое чувство юмора. Об огромной популярности актера свидетельствуют афиши того времени: «Завтра – единственная гастроль знаменитого киноартиста, живого Игоря Ильинского» или «К нам едет король экрана!».

И. В. Ильинский создал яркие сатирические образы в спектаклях Малого театра: Хлестакова («Ревизор» Гоголя), Крутицкого («На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского), Селивана Чеснока («В степях Украины» А. Корнейчука) и другие. Умение раскрывать драматическое через комическое позволило Ильинскому создать незабываемый образ Акима в спектакле «Власть тьмы» Л. Толстого, обретший подлинно трагедийное звучание.

В 2008 году в Москве в доме, где жил Игорь Владимирович с 1929 по 1987 годы установлена мемориальная доска. Скульптор С. Щербаков и архитектор А. Тихонов изобразили Ильинского в пиджаке с бабочкой и с неизменной улыбкой на лице.

1919 год. Игорь Ильинский работает в Театре ХПСРО под руководством Ф. Ф. Комиссаржевского (Театр Художественно-просветительского союза рабочих организаций). Стремясь воспитать синтетического актёра, Комиссаржевский Ф. Ф. объединил в одну труппу оперных солистов и драматических артистов.

Комиссаржевский Фёдор Фёдорович (1882-1954) – российский режиссёр, художник и теоретик театра, переводчик, педагог. Сын певца Ф. П. Комиссаржевского, брат знаменитой Веры Комиссаржевской. Основатель театра имени В. Ф. Комиссаржевской. Один из крупнейших театральных деятелей XX века. В круг его практических театральных интересов входили все виды и жанры театрального искусства – от античной драмы до современной конструктивистской постановки, от драматического спектакля до комической оперы. После эмиграции стал одним из ведущих театральных режиссёров в Англии, с 1939 года жил и работал в США.

1919 год. Игорь Ильинский принимает участие в постановках Ф. Ф. Комиссаржевского: «Женитьба Фигаро» П. Бомарше (в роли Антонио), «Брак по принуждению» Мольера (доктор Панкрас), «Буря» У. Шекспира (Ариэль).

Из воспоминаний И. В. Ильинского:

«Первым педагогом и режиссером, который развил во мне любовь к сценическому образу, был Ф. Ф. Комиссаржевский. Постановками 1919 года были опера Жака Оффенбаха «Сказки Гофман» и возобновление оперы Отто Николаи «Виндзорские проказницы».

«Сказки Гофмана» были лучшей постановкой Ф. Ф. Комиссаржевского за этот сезон. О «Сказках Гофмана» я вспоминаю уже не как участник спектакля, а как благодарный зритель. Мы, молодые актеры, по несколько раз слушали-смотрели чудесный спектакль, поставленный Комиссаржевским, получая истинное наслаждение. Спектакль этот входит в число тех немногих сценических явлений, виденных за мою жизнь, за которое можно беззаветно любить театр, тот театр, в котором впечатление и эстетическое наслаждение получаешь в целом, как от симфонической музыки. Игра актеров, декорации, музыка, мизансцены и работа режиссера сливаются в единое целое, в неповторимую, существующую только в данном спектакле театра, только ему присущую атмосферу. Все великолепно в отдельности и еще великолепней в своей слитности и цельности.

Аристарх Лентулов создал незабываемые декорации. Вот пример, когда «левое» искусство и футуристические декорации Лентулова послужили на благо Оффенбаху. Своеобразная романтика и фантастика Гофмана были отражены в неповторимых «левых» декорациях Лентулова. Не было дорогостоящих материй, шелков, тюлей,  парчи и прочего богатства. Обыкновенная бязь, из которой шились костюмы, была расписана художником. Обычные декоративные холсты висели на сцене. В них было прорезано большое окно мансарды, сквозь которое лился лунный свет на призрачные декорации. Окно было прорезано криво, а это давало впечатление кривой, убогой мансарды, пустой, несколько холодной в своей фантастической театральности. Все действие оперы виделось как бы через кривое зеркало выдуманной гофманской жизни – сказки для взрослых.

Надо добавить, что исполнители были на высоте. Это — молодые Барсова, Озеров, Политковский.

Сезон был очень тяжелый, даже и для молодых актеров. Репетиции и спектакли шли сплошняком. Ходить в театр приходилось пешком, так как никакой транспорт уже не работал. Каждый конец занимал 45 минут. Следовательно, ходили мы ежедневно три часа. Питание было не соответственное. В столовых можно было по карточкам получить чечевичный суп или суп из воблы, с тощей же воблой на второе и кусочек черного, перемешанного с отрубями хлеба. Но молодость брала свое, и нам все было нипочем.

Казалось, можно немного передохнуть, но об этом и не думается в семнадцать лет. Я был упоен первыми успехами, первыми ролями. Энергия бурлила во мне».

Игорь Ильинский – выдающийся мастер художественного слова, выступал с чтением литературных произведений. В Национальной библиотеке находятся грампластинки – архивные записи Всесоюзного радио и Всесоюзной студии грамзаписи 1950-1974 годов – «Читает Игорь Ильинский».

Из воспоминаний артиста: «Уже в 1919 году я начал выступать в качестве чтеца и рассказчика. Первым моим воспитателем по «художественному слову» был мой собственный отец, который привил мне любовь к выразительному чтению. Первые мои выступления носили случайный и подражательный характер. Тогда у меня был очень небольшой репертуар. Я читал ранние стихи Маяковского, один рассказ Чехова («Ночь перед судом»), «Исповедь хулигана» Есенина. Читал также «Письма с моей мельницы» Додэ и «Новый наряд короля» Андерсена. Эти вещи я очень скоро исключил из моего репертуара, так как они плохо слушались той, главным образом рабочей публикой, перед которой я выступал».

В подготовке материала использованы издания из фонда Национальной библиотеки им. С.Г.Чавайна:

Ильинский, И. Сам о себе / Игорь Ильинский. – 3-е изд., доп. – Москва : Искусство, 1984. – 535 с.

Ильинский, И. Со зрителем наедине: беседы о театральном искусстве / Игорь Ильинский. – Москва : Молодая гвардия, 1964. – 467 с.

Читает Игорь Ильинский [звукозапись]: выпуск 1 / составители: О. Итина, Т. Алмазова. – Москва : Мелодия, 1985. – 1 грп. – (Искусство чтеца).

Чехов, А. П. Душечка [звукозапись] / читает И. Ильинский. – Москва : Мелодия, 1976. – 1 грп. – (Литературно-драматические записи).

***

Русский драматический театр: энциклопедия / под общей редакцией М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой. – Москва : Большая Российская энциклопедия, 2001. – 567 с.

Революция и искусство: становление советского театра, эстрады и цирка 1917-1932 гг.: рекомендательный библиографический указатель / составители: М. Е. Зеленина, В. С. Мещерякова, Е. М. Шнейдер. – Москва : Государственная центральная театральная библиотека, 1987. – 39 с.

Ильинский Игорь Владимирович // Большая Российская энциклопедия: в 30 т. – Москва : Большая Российская энциклопедия, 2008. – Т. 11. – С. 118.

Комиссаржевский Фёдор Фёдорович // Большая Российская энциклопедия: в 30 т. – Москва : Большая Российская энциклопедия, 2009. – Т. 14. – С. 631.

Ильинский Игорь Владимирович // Кино: энциклопедический словарь. – Москва : Советская энциклопедия, 1986. – С. 149 – 150.

Ильинский Игорь // Российский гуманитарный энциклопедический словарь: в 3 т. – Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС ; Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2002. – Т. 2. – С. 78-79.

Игорь Ильинский // Бондаренко, В. В. Сто великих российских артистов / В. В. Бондаренко. – Москва : Вече, 2014. – С. 220 – 224.

Игорь Владимирович Ильинский // Самые знаменитые артисты России / автор-составитель С. В. Истомин. – Москва : Вече, 2002. – С. 200-206.

Русский