СНИМАЕТСЯ КИНО! "КАРНАВАЛЬНАЯ НОЧЬ"

04.01.2022 | 1101 просмотра(ов)

Каждый год, в новогодние праздники, мы включаем телевизор и слышим: "Пять минут, пять минут, бой часов раздастся вскоре..." На экране поёт и искрится "Карнавальная ночь", и она неизменно повышает градус новогоднего настроения. Незамысловатый сюжет, лёгкая музыка и талантливые актёры - вот составляющие этого фильма, который уже более 60 лет (на экраны вышел в конце 1956 года) с удовольствием смотрят зрители разных поколений. А ведь в своё время чиновники от кино не предрекали ему большого будущего. Каково же было их удивление, когда "Карнавальная ночь" стала лидером проката и лучшим фильмом 1957 года по опросу журнала "Советский экран". Самая громкая слава досталась молодому режиссёру Эльдару Рязанову и актрисе Людмиле Гурченко, которая после премьеры фильма проснулась знаменитой, а её образ Леночки Крыловой стал примером для подражания.

Снимать этот фильм Э.Рязанов категорически не хотел, так как сценарий Бориса Ласкина и Владимира Полякова не вызывал особого воодушевления. Он считал, что вместо живых людей сценарий населяют маски.  Однако знаменитый режиссёр и директор киностудии "Мосфильм" Иван Александрович Пырьев проявил настойчивость и, смирившись, молодой режиссёр приступил к переработке сценарного материала. Впоследствии он скажет, что поставил себе задачу придать действию такой стремительный темп, чтобы были менее заметны разные несуразицы. В основу фильма лёг простой комедийный сюжет, суть которого - обмануть директора Дома культуры и не дать испортить сценарий праздника, придуманный молодыми работниками ДК.

Самой важной фигурой Рязанов считал бюрократа Серафима Ивановича Огурцова. Знаменитый актёр театра и кино Игорь Ильинский, блестяще справившийся с этой ролью, с уважением относился к молодому режиссёру и прислушивался к его советам: "Огурцов не похож на иных начальников, которые вросли в мягкое кресло. Он инициативен, открыт, прост, демократичен без панибратства и фамильярности. В нём есть все качества, которые мы требуем от положительного героя. Но при всём том Огурцов - законченный дурак".  Но зрители восприняли как главную героиню и Лену Крылову - Людмилу Гурченко. Это тем более удивительно, ведь в сценарии эта роль была довольно тусклой и неразработанной.

А поначалу кандидатура Людмилы Гурченко не рассматривалась на худсовете: проба была неудачной, сделанной наспех, хотя, в отличие от других претенденток, пела она сама. Но всё изменил счастливый случай, опять же в лице И. Пырьева. Сама Гурченко вспоминала: "Я шла по коридору студии "Мосфильм". На лице у меня было написано: "Всё хочу, всё могу, всех люблю, все нравятся". Навстречу шёл Иван Александрович Пырьев. Я ещё больше завихляла, ещё выше задрала подбородок. Пырьев поморщился, а потом лицо его заинтересованно подсобралось, как будто он увидел диковинного зверька". Иван Александрович привёл Гурченко в павильон и попросил опытного оператора снять её получше. Так Людмила Гурченко попала в "Карнавальную ночь".

Образ Леночки Крыловой удался - от великолепных костюмов, которые по выходе фильма свели с ума всех модниц страны, изящных танцевальных па и прекрасного вокала.  Композитор Анатолий Лепин, поэты Владимир Лифшиц и Вадим Коростылёв создали замечательные песни, ставшие, если назвать их современным языком, настоящими шлягерами.

В фильме были задействованы эстрадные и цирковые артисты, в том числе чечёточники братья Борис и Юрий Гусаковы, иллюзианист Арутюн Акопян, вокальное трио сестёр Шмелёвых, а также джаз-оркестр Эдди Рознера (к началу 1970-х годов в связи с борьбой с "западным влиянием" в музыке коллектив был распущен, записи размагничены).

И. А. Пырьев контролировал весь процесс съёмок, просматривал каждый эпизод, заставлял переснимать не понравившиеся ему сцены. И в то же время не скупился на похвалы Рязанову за его интересные и оригинальные режиссёрские находки. Так эпизод с лектором по астрономии, рассказывающим о жизни на Марсе, которая то ли есть, то ли нет, являлся режиссёрской импровизацией. В то время развернуло активную деятельность Общество по распространению научных и политических знаний, среди которых было много странных людей, готовых рассказывать что угодно и где угодно, лишь бы платили за лекции. Именно их решили высмеять в "Карнавальной ночи". Комедийный актёр Сергей Филиппов согласился сыграть такого горе-лектора, а цитаты из его незабываемого монолога сразу "ушли в народ". ("Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе - это науке неизвестно. Наука пока ещё не в курсе дела"; "Но стоит только нам взять телескоп и посмотреть вооружённым глазом, как мы уже видим две звёздочки, три звёздочки, четыре звёздочки. Лучше всего, конечно, пять звёздочек" и др.)

Худсовет студии, просмотревший отснятый материал, вынес убийственный вердикт: материал провальный, скучный и бездарный. Но опять И. А. Пырьев, веривший в успех картины, настоял на окончании съёмок. Его ожидания оправдались с лихвой. Фильм был принят зрителями "на ура", успех был сумасшедшим. Сделанная за 5 месяцев (в среднем работа над фильмом в то время шла год) картина вышла в прокат 29 декабря 1956 г. А в 1957 г. "Карнавальную ночь" посмотрели 50 миллионов человек.

Фильм не мог не понравиться зрителям. Новогодний праздник, каскад музыки, танцев, песен, великолепные декорации и костюмы, обаятельные молодые актёры и созвездие маститых мастеров, сочетание тонкого юмора и сатиры - всё это восходило к ощущению "общей радости", которое, по меткому замечанию кинокритика Неи Зоркой, "словно рвалось наружу из картины". Поэтому, наверное, не случайно, что до сих пор, по прошествии 65 лет, "Карнавальная ночь" сохраняет статус всенародно любимой новогодней киноленты, в финале которой звучат слова главных героев, актуальные во все времена: "Счастье... А будет оно?" - "Обязательно будет!"

Дорогие друзья! Желаем и вам в наступившем году СЧАСТЬЯ, которое обязательно будет! И будьте ЗДОРОВЫ!

 

Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, заведующей отделом литературы по искусству.

Русский