100 лет со дня рождения. Смирнов Кузьма Алексеевич (Ошламарий) (1917 - 1963)
Композитор
Кузьма Алексеевич Смирнов - автор первых марийских симфоний, фортепианной и вокальной музыки. Он активно работал по собиранию и пропаганде марийской песни (им записано более 700 марийских песенных и танцевальных мелодий). Кузьма Смирнов искал новые пути для марийской профессиональной музыки. «Талантом большого масштаба» называет его А.Я.Эшпай.
К.А.Смирнов родился 10 октября 1917 года в д. Шихмамат (ныне Медведевского района) Республики Марий Эл. Рос в крестьянской семье. С детства впитывал интонации и ритмы родного фольклора, с увлечением играл на гармони марийские народные песни. В 1931 г. К.Смирнов поступил учиться в открывшийся Марийский техникум искусств на музыкальное отделение. И даже в первый год учебы (ему было 14 лет!) начал обрабатывать марийские народные песни для хора с фортепиано, а затем - записывать народные мелодии с текстом. В 1934 году Кузьма Смирнов создал первые произведения для оркестра: симфоническую картину «Весна» и симфоническую пьесу-картину «Вечер в Морках».
В 1935 году (июль-август) он, участвуя в экспедиции по записи марийских народных мелодий в Башкирии, записал 180 песен.
Окончив техникум в 1946 году, молодой музыкант продолжил занятия по сочинению в музыкальном училище Московской консерватории (1936-37 учебный год), а затем поступил в Ленинградскую консерваторию. Здесь Смирнов учится по композиции у профессора Х.С.Кушнарева, а по инструментовке - у Д.Д.Шостаковича. Ему легко давались теоретические дисциплины - гармония, сольфеджио, а также специальность. Неуклонно росли дарование и трудолюбие талантливого марийца. Весной 1941 года, будучи студентом третьего 3 курса, Кузьма Смирнов сдает экзамен по специальности на «отлично». Война прервала его учебу. Дальнейшее обучение композитора (частично в Московской консерватории у Д.Д.Шостаковича, 1943-44 учебный год) продолжалось до 1945 года. Общение с ведущими представителями советской композиторской школы, знакомство с музыкальной и художественной жизнью Ленинграда и Москвы способствовали формированию музыканта большого творческого диапазона.
Деятельность Смирнова в Йошкар-Оле протекала в МарНИИ (заведующий сектором искусств, научный сотрудник по музыкальному фольклору). Педагогика его не привлекала.
Первая марийская симфония (автор К.Смирнов) имеет название «Прерванное празднество» (1947). Она представляет одночастную композицию, а по содержанию перекликается с Седьмой симфонией Д. Шостаковича, симфонией о борьбе с фашизмом и грядущей победе, но на марийском материале.
Смирнов стремился овладеть в симфонии методом философского обобщения, нехарактерным тогда для марийской профессиональной музыки.
Эту симфонию Д.Д.Шостакович еще в 1946 году рекомендовал к исполнению. «Симфония Кузьмы Алексеевича Смирнова является сочинением, обнаруживающим бесспорное дарование ее автора. Ее мелодическая свежесть, интересная гармоническая и полифоническая фактура, талантливость ее автора заставляет меня рекомендовать это сочинение к исполнению».
Но Первая симфония так и не прозвучала. (В 1948 году Д. Шостакович, наряду с другими ведущими композиторами подвергся жестокой и несправедливой критике). Симфония не звучит и по сегодняшний день: утеряна партитура.
В настоящее время ее восстановили по партиям, и появилась надежда услышать первую марийскую симфонию.
Вторая симфония Кузьмы Смирнова обнаружена в архиве композитора неоконченной.
Привлекал К.А.Смирнова и оперный жанр. Им были завершены два действия оперы «Арслан», фрагменты из которой исполнялись в 1959 году на Втором пленуме Союза композиторов Марийской АССР. События ее относятся к 1774 году и повествуют об участии марийских крестьян в Пугачевском восстании.
Новое слово Кузьма Смирнов сказал и в марийской театральной музыке (40-60-е годы). Среди оформленных им спектаклей Марийского драматического театра наиболее значительны музыкальные драмы «Айвика» и «Новые плоды» С.Николаева, «Пасека» С.Чавайна и «Черный волк» Н.Арбана.
Список литературы:
- Емельянова И.В. Кузьма Алексеевич Смирнов: очерк жизни и творчества / И. В. Емельянова. - Йошкар-Ола, 1997. – 40 с. – ( Классики марийской музыкальной культуры).
- Композиторы и музыковеды РМЭ: справочник. – Йошкар-Ола,2006. – С. 140-147.
- 6053 просмотра