Скажи наркотикам – НЕТ!

27.05.2019 | 1791 просмотра(ов)

В рамках антинаркотического месячника, проводимого в стране с 25 мая по 25 июня, в Национальной библиотеке имени С.Г. Чавайна подготовлена виртуальная книжная выставка «Скажи наркотикам – НЕТ!» Методика и приёмы профилактических мероприятий, представленных на страницах обозреваемых изданий, станут хорошим подспорьем для социальных работников, преподавателей, волонтёров.

Наркомания – страшная болезнь, выражающаяся в физической или психической зависимости от наркотических средств, в непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящем к глубокому истощению физических и психических функций организма.

Человек, вставший на путь наркотической зависимости, теряет свои лучшие нравственные качества, становится психически не вполне нормальным, остаётся без друзей, без семьи, без работы, приносит массу несчастий себе и окружающим и, наконец, медленно разрушает своё тело.

За последние годы распространённость наркомании среди молодёжи возросла. Соответственно увеличилась необходимость профилактики этого явления. Антинаркотические мероприятия следует направлять на увеличение осведомлённости молодых людей о последствиях употребления наркотиков. Не менее важно научить подростка не поддаваться влиянию сверстников.

Познакомиться с методикой, приёмами профилактических антинаркотических мероприятий поможет виртуальная выставка «Скажи наркотикам – НЕТ!»

Справка: с 1975 года Всемирная организация здравоохранения приняла декларацию о признании алкоголя наркотиком, а с мая 2015 года к наркотикам относят и никотин. Недавно ВОЗ сообщила, что в новую версию МКБ (Международной классификации болезней) могут включить и игроманию.

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ: Материалы VII республиканской научно-практической конференции (27 ноября 2018 г.). – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2018. – 192 с.

В ноябре 2018 года в Йошкар-Оле в Поволжском государственном технологическом университете состоялась VII научно-практическая конференция, проводимая в рамках Антинаркотического форума Республики Марий Эл «Жить! Любить! Верить!». В работе конференции приняли участие более 300 человек.

В выступлениях участников и представленных материалах приведены некоторые примеры описания опыта профилактической работы. Среди них:

  • телефоны доверия;
  • опережающая профилактика;
  • помощь в антинаркотической пропаганде блогеров, влиятельных людей, популярных звёзд, и квалифицированных, проверенных сайтов;
  • социальная реклама;
  • квест-игры;
  • спортивно-массовые, физкультурно-оздоровительные мероприятия;
  • доступные кружки по интересам;
  • шок-терапия
  • арт-терапия

 

Менделевич, В.Д., Садыкова, Р.Г. Психология зависимой личности, или подросток в окружении соблазнов. – Казань, РЦПНН при КМРТ; Й-Ола: Марево, 2002, 240 с.

Употребление подростком или молодым человеком алкоголя, табака или наркотиков и связанные с этим изменения психики относятся к девиантным (отклоняющимся) формам поведения.

В книге описываются типы, структура, формы отклоняющегося поведения, особенности семейных отношений, способствующих становлению девиаций. Подробно описана структура зависимой личности, приведены и охарактеризованы её типичные психологические особенности: инфантилизм, внушаемость, прогностическая некомпетентность, ригидность, страх быть покинутым и другие.

Особое место занимает анализ зависимого от психоактивных веществ девиантного поведения. Приведены клинические признаки алкогольной и наркотической зависимости, принципы и техника профилактики и психотерапии, структура проведения антинаркотических мероприятий в подростковой среде.

 

Демидова, О. Легко ли быть независимым? От еды, гаджетов, никотина, алкоголя, лекарств, наркотиков? И почему одни легко попадаются на эти удочки, а другие – нет? // Здоровье. – 2018. – № 5. – С. 26 – 30.

В популярной статье рассматривается вопрос о зависимостях. Что такое зависимость? Это хроническое заболевание мозга со склонностью к рецидивам и компульсивному, то есть навязчивому поведению. При лишении стимула человек перестаёт испытывать позитивные эмоции, впадает в депрессию. Зависимость чаще всего вызывают «химические вещества», но в медицинской классификации болезней также упоминается пристрастие к азартным играм.

Что способствует развитию зависимостей? Это социум, стрессы, психологические травмы, физическое насилие, особенно пережитое в детстве, генетическая предрасположенность и другое. Возникновение зависимости от алкоголя, например, во многом определяется особенностями ферментной системы организма.

Любопытна и показательна гипотеза: зависимости помогают выживать в «клетке» (т.е. в стеснённых, искусственных, критических обстоятельствах), но, выбравшись на свободу, человек возвращается к нормальной жизни. Конечно, эта гипотеза нуждается в подтверждении. Однако высоки шансы, что она поможет изменить взгляд на лечение и профилактику зависимостей.

 

Кун, С., Шварцвельдер, С., Уилсон, У. Как уберечь детей от наркотиков и алкоголя / Пер. с англ. А.П. Пономарёвой. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. – 192. – (Библиотека доктора Спока)

В книге описываются отдельные классы наркотических веществ, начиная с самого слабого – кофеина – и заканчивая самым сильнодействующим – кокаином. Есть главы, посвящённые алкоголю, возбуждающим средствам, антидепрессантам, галлюциногенам, экстази и другим. Приводятся краткие сведения о краткосрочных и длительных последствиях использования веществ каждого класса, описания ощущений, вызываемых этими веществами, а также советы по поводу того, что следует говорить детям об их употреблении.

Эта книга призвана помочь взрослым понять, как работает мозг и как влияют на него наркотики; что является зависимостью, а что нет и как научиться конструктивно общаться с детьми на эту тему.

 

Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. – М., 2005. – 136 с.

Это руководство для учителей, психологов, администраторов образовательных учреждений, организующих работу по профилактике употребления алкоголя и наркотиков среди учащихся.

Даны подробные тренинги по предупреждению употребления школьниками психоактивных веществ. Внеклассная профилактическая работа представлена описанием некоторых игр (КВН, «Что? Где? Когда?», Олимпийские игры, туристические походы, игра «Цивилизация»).

Любопытно будет почитать раздел издания «Что надо знать о психоактивных веществах, если вы собираетесь их попробовать», но куда более познавательна будет информация, представленная далее в разделе «Медицинские последствия злоупотребления наркотиками»

Русский