ШЕДЕВРЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Уильям Сомерсет МОЭМ

25.01.2020 | 614 просмотра(ов)

25 января родился Уильям Сомерсет МОЭМ (1874-1965), английский писатель.

Уильям Сомерсет Моэм – один из самых проницательных авторов в английской литературе ХХ столетия. Язык его считается эталоном классического английского литературного языка. Среди наиболее читаемых английских авторов Моэм занимает второе место, уступая лишь Диккенсу. Сомерсет Моэм был драматургом, новеллистом, романистом, критиком-эссеистом, публицистом. Во всех этих жанрах Моэм работал подолгу и оставил десятки произведений, которые доныне переиздаются и широко читаются на разных языках мира. Этот писатель был автором множества занимательных и изящных сюжетов, но не менее любопытной стала его собственная судьба.

Родился Сомерсет Моэм в Париже 25 января 1874 года в семье юриста, служившего в британском посольстве. Рано осиротев (в восьмилетнем возрасте он потерял мать, через два года умер отец), мальчик был отправлен на воспитание в Англию к дяде-священнику. Мрачная атмосфера дома дядюшки тяготила его, но тяжёлые детские годы не сломили маленького Сомерсета, а наоборот он проявил недюжинную силу духа. Он полюбил одиночество и пристрастился к чтению, которое на всю жизнь стало для него и лучшим отдыхом, и потребностью. Прирождённое любопытство и наблюдательность в сочетании со здравым и аналитическим умом породило практичное, взвешенное, с добродушной иронией отношение к миру и к людям. Повзрослев, Моэм получил профессию врача вопреки желанию дяди видеть его священником. Работая врачом в бедных кварталах Лондона, как писал впоследствии Моэм, «…я был свидетелем всех эмоций, на какие способен человек». Он видел настоящую жизнь простых людей, без прикрас, во всей её трагичности и в то же время видел мужество и стойкость, надежду и веру в лучшее этих людей. Знакомство с этой стороной жизни стало его «университетами» и пригодилось ему как будущему писателю.

А к писательству Моэма влекло с неудержимой силой, начиная со студенческих лет. На основе первых жизненных впечатлений был написан роман «Лиза из Ламбета» (1897). В романе речь идёт о судьбе простой женщины, которую губит ярость обывателей, отказывающей ей в праве на любовь. Этот первый роман Моэма написан в традициях натурализма.

Успех Моэму принесла пьеса «Леди Фредерик», написанная в 1907 году. В своих ранних пьесах, которые были скорее комедийными, Моэм осмеивал лицемерие, аморальность буржуазного общества. В последующих («Невидимый» (1920), «За боевые заслуги» (1932), «Шеппи» (1933) и других) он пишет о последствиях первой мировой войны, о драматических судьбах её участников. Моэм сам был участником войны: вначале завербовался в автосанитарную часть и попал во Францию, затем поступил в органы разведки. Британской разведкой он был направлен с секретной миссией в Петроград. Миссия его провалилась, но Моэм был рад возможности, как он писал впоследствии, «пожить в стране Толстого, Достоевского и Чехова». Война для него закончилась, когда он попал в туберкулёзный санаторий. Эти социально-критические пьесы были написаны не случайно – трагическая военная страница его жизни, конечно же, не могла не отразиться в его творчестве.

А в 1915 году вышел лучший его автобиографический роман – «Бремя страстей человеческих», написанный в традициях реалистического воспитательного романа. Филип Кэрри, главный герой романа, близок по жизненным обстоятельствам, по характеру, по направленности духовных и интеллектуальных поисков к юному Уилли Моэму. Судьба Филипа – хромого сироты (у Моэма тоже был физический недостаток – заикание, которое очень осложняло его жизнь в детстве и юности), рано лишившегося любви, заботы, ласки, прослеживается от несчастливого детства до взрослых лет. Он мучительно ищет своё призвание и пытается выяснить, в чём же состоит смысл жизни. Немало разочарований ему предстоит испытать и расстаться со многими иллюзиями, прежде чем он сумеет найти свой ответ на этот вопрос.

Вообще бремя страстей человеческих – сквозная тема, которая проходит через всё творчество Уильяма Сомерсета Моэма. В следующем его произведении этого жанра «Луна и грош» (1919) речь идёт о сильной страсти к искусству, но страсти столь всепоглощающей и жестокой, бескорыстной и бесчеловечной (ведь художнику Стрикленду безразлично, увидит ли хоть одна живая душа его полотна), что с ней не может сравниться самая «роковая» любовная страсть. Это роман о трагедии художника, бросившего семью и выбравшего мнимую личную свободу.

За этим романом последуют «Узорный покров» (1925), «Пироги и пиво» (1930), «Уголок» (1932), «Театр» (1937), «Рождественские каникулы» (1939), «Острие бритвы» (1944), структура которых определяется глубиной драматических конфликтов. Нелегко складываются судьбы героев Моэма, их жизнь наполнена страданиями, утратой иллюзий, они одиноки, не поняты близкими, мучительно ищут свой путь и место в жизни. Тема судьбы учёного звучит в романе «Узорный покров». О судьбе актрисы рассказано в романе «Театр», в известной экранизации которого великолепно сыграла блистательная Вия Артмане. В каждом из этих произведений выступают люди, преданные своему призванию, противостоящие обывательской стихии ради служения живописи, науке, сцене.

С особой силой талант Моэма проявился в жанре рассказа. Здесь он раскрыл своё мастерство во всей полноте. Блеск рассказчика, знание человеческой природы, интерес к людям и бесконечному многообразию их характеров – всё это содействовало успеху. Моэм писал рассказы на протяжении всей своей жизни. Они составили несколько сборников, среди которых широкую известность завоевали «Трепет листа» (1921), «Казуарина» (1926), «От первого лица» (1931), «Все та же смесь» (1940) и «Игрушки судьбы» (1947).

Всего за свою жизнь Сомерсет Моэм написал 78 книг.

Блестящий стилист, тонкий психолог, очень мужественный и свободный по духу человек. Любитель путешествий, проведший почти всю жизнь в одиночестве (Моэму не везло с женщинами), но имевший немало друзей даже среди известнейших и влиятельнейших людей планеты, Уильям Сомерсет Моэм умер 16 декабря 1965 года в возрасте 91 года во Франции, в Ницце.

 

Литературная биография У. С. Моэма, по собственному его признанию, сложилась благополучно: широкую известность он получил сравнительно рано, его книги переводились и читались во многих странах. Действительно, на признательность читающей публики Моэму на протяжении нескольких поколений жаловаться не приходилось. И сегодня его произведения читаемы. Книги этого писателя пользуются популярностью и очень востребованы.

На выставке, посвящённой жизни и творчеству Уильяму Сомерсету Моэму, которая открылась в эти январские дни в Центре чтения, представлены все его произведения. Предлагаем читателям открыть для себя яркого и разнопланового Моэма. Книги его располагают к медленному, интеллигентному, а значит, и верному прочтению.

Несколько книг, представленных на выставке, предлагаем вашему вниманию:

 

Моэм У. С. Бремя страстей человеческих : роман. – Москва : Правда, 1991.

Роман принадлежит к числу наиболее значительных явлений в литературе Англии первой четверти ХХ века.

Автобиографическое в своей основе произведение Моэма написано в стиле реалистического воспитательного роман, где передан весь драматизм судьбы человека, его поиски счастья и своего места в жизни.

 

Моэм У. С. Рождественские каникулы : [роман]. – Москва : АСТ: АСТ МОСКВА, 2010.

Короткая связь богатого английского наследника и русской эмигрантки, вынужденной сделаться «ночной бабочкой»… Это кажется банальным, но только на первый взгляд. Потому что молодой англичанин безмерно далёк от жажды поразвлечься, а его случайная приятельница – от желания очистить его карманы. В сущности, оба они хотят лишь одного – понимания… Так начинается один из самых необычных романов Моэма – история страстной, трагической, всепрощающей любви, загадочного преступления, крушения иллюзий и бесконечного человеческого одиночества…

 

Моэм У. С. Нечто человеческое : рассказы. – Москва : Правда, 1989.

В сборник включены рассказы, написанные Сомерсетом Моэмом в разные периоды жизни. Они знакомят читателей с обычаями и нравами английского общества, увлекают психологизмом, остротой и напряжённостью действия, неизменной правдивостью, простотой и ясностью изложения.

 

Моэм У.С. Пироги и пиво, или Скелет в шкафу : роман. – Москва : АСТ: Астрель, 2010.

Это история жизни знаменитого английского писателя Эдуарда Дриффилда, увиденная глазами молодого человека, воспитанного в викторианских традициях. Писательская среда, с её тайнами, притягивает юношу, приносит первый жизненный опыт и первые разочарования и позволяет понять, что любое творчество вырастает из жизненного «сора» человеческой судьбы, но только талант способен превратить этот «сор» в творение.

 

Моэм У. С. Пироги и пиво, или Скелет в шкафу; Острие бритвы : романы. – Москва : Художественная литература, 1981. – (Зарубежный роман ХХ века).

Вкратце о первом романе читайте выше. А второй роман «Острие бритвы» рассказывает о рядовых американцах, один из которых, травмированный впечатлениями первой мировой войны, не в силах вернуться к «нормальной жизни» своих соотечественников, а посвящает себя поискам смысла жизни, причин зла.

 

Моэм У. С. Искусство слова: о себе и других : литературные очерки и портреты. – Москва : Художественная литература. 1989.

Многогранное художественное дарование Моэма, блистательного рассказчика и виртуозного стилиста, всесторонне проявилось в его критических работах. Лучшие из них – статьи и очерки о классиках мировой литературы от Филдинга до Достоевского и Чехова, о своеобразии жанра рассказа, о детективном повествовании – вошли в предлагаемый сборник.

 

Приглашаем любителей зарубежной прозы в Центр чтения!

Следующая выставка будет посвящена жизни и творчеству Виктора Гюго (1802-1885), французского писателя, который родился 26 февраля.

Русский