ШЕДЕВРЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Гюстав Флобер

12.12.2021 | 1539 просмотра(ов)

12 декабря родился Гюстав Флобер (1821-1880), выдающийся французский романист. 200 лет со дня рождения

 

Блестящий стилист, тонкий психолог и незаурядный мыслитель, тщательно оттачивавший каждое слово своих произведений, Флобер писал так ёмко, что несколькими мазками умел воссоздать целую человеческую жизнь, не говоря уже о неповторимых характерах героев.

 

Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 года в Руане. Отец его был хирургом. Поступив после лицея на юридический факультет Парижского университета, он не смог завершить образование. Красивый «голубоглазый галл», как называли Флобера, был настигнут страшным недугом – эпилепсией. С 23 лет он поселился в своём имении близ Руана, чтобы прожить там затворником почти всю жизнь.

 

Писать Флобер начал очень рано, поскольку всегда интересовался литературой и поражал всех своим ранним духовным развитием и зрелостью суждений о мире. Писал много, чему способствовало вынужденное уединение, но долго не решался публиковать свои литературные опыты. Дебютом Флобера в печати стал роман «Госпожа Бовари» (1856), который сразу стал самым читаемым романом во Франции. Автор показал провинциальное общество с обыкновенными людьми, но в их сердцах кипят шекспировские страсти. Эмма Бовари, главная героиня романа, не находит счастья в браке с простым сельским лекарем. Желание испытать по-настоящему «большое чувство» заставляет её, забыв о муже и дочери, с головой ринуться в водоворот любовных страстей... Но как бы порочна и безнравственна ни была героиня, она – «истинная женщина», недостатки которой так же привлекательны, как и достоинства!  

 

Роман, который сегодня во всём мире считают совершенным созданием искусства, в середине ХIХ века сочли за оскорбление общественной морали, что привело автора на скамью подсудимых. Прокурор обвинил писателя в вызывающей красоте главной героини, портрет которой, по его мнению, «дышит сладострастием, позы, которые она принимает, будят желание...». Но защитник сумел так поставить свою речь, сославшись на серьёзность нрава начинающего писателя, что Флобер был оправдан.

 

Следующий роман Флобера был историческим. В «Саламбо» (1862) он обратился к эпохе борьбы Древнего Рима с Карфагеном, к историческому эпизоду из времён 1-й Пунической войны. Главные герои – Гамилькар (отец великого полководца древности Ганнибала) и его дочь Саламбо. Роман был написан в реалистической манере – ужасные сцены войны, первобытная жестокость. Он потребовал от писателя серьёзных исторических изысканий, с чем Флобер блестяще справился. Живописный сюжет «Саламбо» вдохновил М. Мусоргского на создание оперы.

После выхода в свет романов «Госпожа Бовари» и «Саламбо» Флобер снискал славу крупнейшего писателя Франции. Совершенно разные по теме эти два произведения показали огромные творческие возможности художника, широкий диапазон его знаний и интересов.

В следующем произведении писатель вновь вернулся к темам, глубоко волновавшим его современников. Роман «Воспитание чувств» (1869) повествует о молодом человеке Фредерике Моро, приехавшем из провинции в Париж, чтобы развивать свои таланты, принести пользу людям и добиться счастья для себя. Однако герой разочаровывается в жизни. Действие происходит на широком фоне общественно-политических событий.

Далее следует философская драма «Искушение святого Антония» (1874). Три главных направления в творчестве Флобера отразились в его книге «Три повести» (1877): «Простое сердце» продолжает линию современного романа; «Легенда о святом Юлиане Странноприимце» построена на основе средневекового житийного жанра; «Иродиада» возникла из евангельского сюжета об умерщвлении Иоанна Крестителя. Последний роман Флобера «Бувар и Пекюше» о том, как сумбурное изучение всевозможных наук сводит усилия многих веков к карикатурным проявлениям. Роман остался недописанным.

 

Конец жизни Гюстава Флобера был печальным. Тяжёлый нервный недуг с возрастом усугубился, поэтому писатель стал мрачным и раздражительным. Но душой он был очень сострадательным, поэтому значительную часть своего состояния уступил бедным родственникам. Благодаря дружбе с Жорж Санд полного одиночества Флобер не испытывал, также о нём нежно заботилась племянница. Утешение доставлял ему и Ги де Мопассан, сын одной из его подруг детства. Флобер заботился о развитии его молодого таланта и был для него строгим и внимательным учителем. Но болезнь и тяжёлый литературный труд рано истощили силы Флобера. В 1880 году он умер от апоплексического удара.  

 

Произведения Г. Флобера известны и читаемы во всём мире. В России его узнали благодаря Ивану Тургеневу – их связывала тесная дружба. Тургенев первый перевёл и опубликовал несколько его произведений.

Книжный фонд Центра чтения Национальной библиотеки в полном объёме располагает увлекательными книгами классика французской литературы. Они всегда пользуются спросом у читателей. Уверены, что в юбилейный год Г. Флобера его книги   будут востребованы с ещё большим успехом. Представляет определённый интерес также литературоведческий материал о жизни и творчестве писателя. Эти книги были использованы при подготовке данного материала.    

 

Представляем вашему вниманию некоторые издания:

  • Флобер, Г.

Мадам Бовари : Роман / Пер. с фр. А. Ромма. – Москва : Престиж Бук : Литература, 2012. – 304 с.

  • Флобер, Г.

Воспитание чувств : Роман / Пер. с фр. А. Фёдорова. – Минск, «Вышэйш. школа», 1978. – 432 с.

  • Флобер, Г.

Госпожа Бовари : Роман / Пер. с фр. Н. Любимова – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство. 1984. – 288 с.

  • Флобер, Г.

Простая душа. Иродиада. Саламбо : Новеллы / Составитель А.Чигаров. – Москва: «Звонница-МГ», 2000. – 352 с. – (Библиотека мировой новеллы).

 

Читайте и перечитывайте шедевры зарубежной литературы!

 

Материал подготовлен В. В. Зориной, главным библиотекарем Центра чтения

Русский