ШЕДЕВРЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Габриэль Гарсиа Маркес

06.03.2020 | 3218 просмотра(ов)

6 марта 1927 года родился Габриэль Гарсиа Маркес (1927-2014), колумбийский писатель.

Великий колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес, получивший в 1982 году Нобелевскую премию по литературе с формулировкой «За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента». Без преувеличения можно сказать, что сегодня он является одним из самых знаменитых латиноамериканских писателей.

Родился Гарсиа Маркес в 1928 году в городке Аратака – экзотической с точки зрения европейца латиноамериканской страны Колумбии, расположенной на северо-западе Южной Америки. Отец, провинциальный телеграфист, вступил в неравный брак с дочерью полковника, но не был принят её семьёй. Мальчика воспитывали в большом доме дед с бабкой. Дед, солдат гражданской войны, полковник Маркес, оказал большое влияние на воспитание будущего писателя. Именно он познакомил впечатлительного ребёнка с окружающим миром, рассказал ему много о войне, воспитал его как мужчину; бабушка раскрыла перед ним магический мир сказок, преданий и народных суеверий. После смерти деда родители отдали мальчика в интернат, где Гарсиа Маркес спасался от одиночества запойным чтением. Он читал Плутарха, Шекспира, Сервантеса, Дефо, великих русских писателей Фёдора Достоевского и Льва Толстого («Войну и мир» Гарсиа Маркес считал самым великим из всех романов, написанных за всю историю человечества), Фолкнера, Вульфа, Кафку.

В 1946 году он поступил на юридический факультет университета в Боготе, но вскоре, охладев к университетским премудростям, целиком отдался журналистике. Работа корреспондентом вначале на родине, а затем в Риме, Париже, Лондоне обогащала его как писателя. Гарсиа Маркес посещает многие страны Латинской Америки, США, Западной Европы, СССР, а также революционную Анголу, откуда пишет репортаж «По велению интернационального долга» (1978). Но прожив несколько лет в разных странах, не желая мириться с диктатурой, установившейся на родине, Гарсиа Маркес остаётся верен «родным пенатам» – Колумбии, Латинской Америке.

Первые рассказы Маркеса появились в 1947-1948 годах и, по собственному признанию, были написаны под влиянием Кафки. Однако яркие картинки собственного детства в городе Аратаке с населявшими его людьми стали впоследствии центром его художественной вселенной, которую он начнёт создавать в своих рассказах, повестях и романах. Только называться он будет по-другому – Макондо.

В 1952 году вышла его первая повесть «Палая листва» (в другом переводе «Опаль»), затем начинает писать «Недобрый час». Повесть «Полковнику никто не пишет» – по свидетельству автора, его лучшее произведение – вышла в свет в 1958 году. Главный герой – полковник. Когда-то он, молодой офицер в армии либералов, спас для консервативного правительства золотую казну повстанцев. Теперь, несколько десятилетий спустя, немощный и больной, он безрезультатно ожидает помощи. Но сколько достоинства и нравственной стойкости в этом человеке, который не сгибается под ударами судьбы!

Знакомство мирового читателя с творчеством Габриэля Гарсиа Маркеса началось с романа «Сто лет одиночества» (1967), который в конце 60-х годов привлёк всеобщее внимание и к его автору, и к тому, что было написано им ранее. «Сто лет одиночества» – великий роман, одна из вершин мировой литературы ХХ века. Автор описывает историю шести поколений семьи Буэндиа, живущей в провинциальном городке Макондо. Крепкий когда-то род гибнет от постепенно нарастающего отчуждения, разобщённости и одиночества его членов. Столетняя история рода с огромным количеством ярких персонажей представляет собой широкое историческое полотно, вобравшее в себя не только историю Колумбии, но и всей Латинской Америки. Непреходящий, общечеловеческий характер тем и проблем, поднятый в романе, яркий латиноамериканский колорит, сочетание исторической реальности со сказочной народной фантастикой, простота языка, понятная любому читателю – всё это объясняет успех романа. Он был переведён на многие языки и начал триумфальное шествие по всему миру. Как отметил Ф. Бегбедер, известный французский писатель и критик, с появлением «Ста лет одиночества» история литературы ХХ века разделилась на две части – до и после этой книги. С её появлением мир начал с упоением читать такие романы – латиноэпические, яркие и пёстрые, с неистовыми, безрассудными героями, неожиданными поворотами сюжета и буйной атмосферой тропиков.

Затем последовали роман «Осень патриарха» (1975), повесть «История одной смерти, о которой знали заранее» (1981), утвердившие Гарсиа Маркеса как крупнейшего художника современности.

Приглашаем читателей библиотеки в Центр чтения на выставку книг, посвящённую жизни и творчеству Габриэля Гарсиа Маркеса, которая открылась в день рождения писателя – 6 марта. Прочитав (или перечитав) одного из самых читаемых авторов мировой литературы, вы поймёте, что Гарсиа Маркес гениальный рассказчик с поразительным богатством языка и стиля, а чудесный мир его произведений всегда будет притягивать своими невероятными историями, занимательными интригами и экзотикой нравов.

Представляем вашему вниманию некоторые издания, представленные на выставке:

 

Гарсиа Маркес Г. Сто лет одиночества : роман ; Повести. Рассказы. – Москва : ООО «Издательство АСТ», 2003. – (Золотой фонд мировой классики).

В настоящем томе представлены самые известные произведения Габриэля Гарсиа Маркеса: ранние рассказы («Третье смирение», «Глаза голубой собаки», «Женщина, которая приходила ровно в шесть» и другие); повести «Палая листва», «Полковнику никто не пишет», а также рассказы из сборников «Похороны великой мамы», «Невероятная и грустная история о простодушной Эрендире и её жестокосердечной бабушке».

 

Гарсиа Маркес Г. Сто лет одиночества. Полковнику никто не пишет. – Йошкар-Ола : Марийское книжное издательство, 1988.

В сборник вошли два лучших произведения колумбийского писателя: роман «Сто лет одиночества» и повесть «Полковнику никто не пишет».

В романе «Сто лет одиночества» отражена история Колумбии и Латинской Америки в ХIХ – начале ХХ века.

Социально-психологическая повесть «Полковнику никто не пишет» сюжетно связана с романом «Сто лет одиночества».

 

Земсков В. Б. Габриэль Гарсиа Маркес : очерк творчества. – Москва : Художественная литература, 1986.

Творческий путь писателя в данном издании прослеживается от его первых рассказов до завоевавших всемирную славу романов «Сто лет одиночества» и «Осень патриарха».

 

История литератур Латинской Америки. – Москва : ИМЛИ РАН им. А.М.Горького, 2005.

Настоящее издание содержит монографические очерки творчества крупнейших латиноамериканских поэтов и прозаиков ХХ века. Среди них – Нобелевские лауреаты М. А. Астуриас, П. Неруда, О. Пас и Г. Гарсиа Маркес.

Габриэлю Гарсиа Маркесу посвящена глава тринадцатая, в которой подробно раскрывается природа художественного творчества прославленного мастера, представляющего собой уникальное явление в мировой литературе.

 

Бегбедер Ф. Лучшие книги ХХ века. Последняя опись перед распродажей : эссе. – Москва : FreeFly, 2005.

Французский писатель и критик Фредерик Бегбедер, хорошо известный российским читателям своими ироничными, провокационными романами, комментирует пятьдесят произведений, названных французами лучшими книгами ХХ века. В их число входит и книга Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества».

Пятьдесят кратких, но ёмких и остроумных эссе, представляющих, конечно же, субъективную точку зрения автора, познакомят читателя с «программными» произведениями минувшего столетия.

 

Приглашаем любителей зарубежной прозы в Центр чтения!

 

Следующая выставка будет посвящена жизни и творчеству французского писателя Эмиля Золя (1840-1902), который родился 2 апреля. 180 лет со дня рождения.

Русский