Столяров, К. С. Сергей Столяров: судьба и эпоха / К. С. Столяров. - М. : Культурно-просветительный фонд, 2006. - 225 с. : ил., цв. ил., портр. - (Издательская программа Правительства Москвы).
Когда произносят имя Сергея Столярова, люди старшего поколения сразу вспоминают кадры из фильма «Цирк», на которых его герой Иван Мартынов с флагом наперевес поёт песню «Широка страна моя родная!»
Но идут годы, и стираются в памяти молодого поколения имена великих актёров и режиссёров. Сын актёра, Кирилл Столяров (актёр, телеведущий, общественный деятель) ещё в конце 60-х гг. XX в. задумал выпустить книгу, состоящую из семейных фотографий, в которой на примере семьи отразилось бы всё, что происходило в стране. В 2006 году альбом «Сергей Столяров: судьба и эпоха» вышел в свет. Кроме того, Кирилл Сергеевич основал Фонд имени Сергея Столярова, фонд памяти отца и его соратников. Чтобы помнили… «Ведь очень далёкое прошлое живёт вместе с нами и навечно остаётся в нашей памяти. Ведь те, кого ты любил, не умирают, а живут вместе с нами, в нашей душе, и мы всегда благодарны им за то, что они были в нашей жизни».
В основу альбома «Сергей Столяров: судьба и эпоха» легла книга воспоминаний об отце «Родовые сны», в которой автор не только рассказывает о близких ему людях, но и размышляет о судьбе России. Его мысли, высказанные больше десятилетия назад, актуальны и сегодня: «Нельзя историю и души наши ни извратить, ни уничтожить, как бы ни старались сделать это иноземные «умельцы», потому что существует нечто такое, что воскрешает наш дух, неустанно будит генетическую, родовую память. В этом – воля наших праотцов, их могучий православный дух».
Сергей Дмитриевич Столяров родился в 1911 г. в селе Беззубово Тульской губернии. Семья жила бедно, отец погиб в годы Первой мировой войны. В 1919 г. мать, желая спасти детей от голодной смерти, отправила Сергея и трёх его братьев в Ташкент – город, который являлся воплощением вечной крестьянской мечты о стране с молочными реками и кисельными берегами. Однако в Курске Сергей заразился тифом, и братья оставили его на крыльце больницы, так как в то время на лечение брали только не имеющих родственников людей. После болезни он попал в детский дом. Жизнь в детском доме была несладкой. Единственное, что скрашивало её - драмкружок, в котором с удовольствием занимался Сергей Столяров. После детского дома он освоил профессию слесаря и машиниста, затем устроился в депо Киевской железной дороги. Однако театр по-прежнему манил его. После рабочего дня Сергей шёл заниматься в театральную студию при Доме учёных. В начале 30-х годов XX в. он был принят в студию МХАТа.
Первой заметной ролью Сергея Столярова в кино стала роль лётчика Владимира в фильме Александра Довженко «Аэроград» (1935 г.). Когда режиссёр Григорий Александров увидел молодого актёра в «Аэрограде», то сразу пригласил его на роль Ивана Мартынова в свою комедию «Цирк». После выхода на экраны этого фильма Сергей Столяров стал не просто знаменитым, он стал кумиром, эталоном мужской красоты и благородства. Он в какой-то мере был символом этого времени, и в сердцах многих людей навсегда остался таким прекрасным, чистым, светловолосым богатырём, со своей ослепительной, столяровской улыбкой.
Сергей Столяров не мог не быть народным любимцем: с такой фактурой и с таким талантом он просто обязан был играть русских богатырей. Лучшую пору своей жизни актёр посвятил возрождению, восстановлению искажённой истории, неустанно возбуждая любовь к преданиям, русским сказкам и былинам. Он снялся в таких замечательных фильмах как «Руслан и Людмила» (1938 г.), «Василиса Прекрасная» (1939 г.), «Кощей Бессмертный» (1944 г.), «Садко» (1952 г.), «Илья Муромец» (1956 г.). Его сын отмечал, что роли отца «со временем становятся только лучше, достовернее, как старые потемневшие иконы, в которые вложены души, молитвы, чаяния наших предков».
Сергей Столяров был очень гордым человеком, не любил начальственных холуев. Человек самой зависимой профессии, он умудрялся оставаться независимым, за что и расплачивался. Глубокий внутренний конфликт привёл к тому, что Сергей Столяров раз и навсегда прекратил рабочие отношения с режиссёром Александровым, относился к нему как к приспособленцу, променявшему свой талант на материальные блага и уважение властей. Сам актёр всегда жил просто, без хитростей, никогда ничего не просил. Сергей Столяров был бесконечно предан семье – жене и сыну. Бывший детдомовец, он слишком хорошо знал, что такое сиротство и одиночество.
В какой-то момент Сергей Столяров почувствовал необходимость режиссёрского осмысления действительности. Незадолго до своего ухода он начал работать над сценарием фильма о Дмитрии Донском и Сергии Радонежском. Идея создания фильма сводилась не столько к показу великих битв, сколько к рассказу о яркой вспышке духовности, о рождении нации и Московского государства. Однако он не успел осуществить свой замысел. В возрасте 58 лет Сергей Столяров ушёл от нас.
Кирилл Столяров в своей книге рассказывает не только об отце, но и о его товарищах, знаменитых актёрах, режиссёрах: Ю. Ф. Милляре, Б. Ф. Андрееве, Б. Н. Ливанове, Н. А. Крючкове, П. П. Кадочникове, С. М. Эйзенштейне, Г. А. Юматове, Э. П. Гарине и других. Многие истории пронизаны юмором и иронией, но есть и грустные, заставляющие читателя задуматься. Так, Кирилл Столяров вспоминал, что на своих выступлениях отец часто приводил забавный эпизод: «Иду я по улице, догоняет меня какой-то человек. Улыбается, говорит: «Здравствуйте, я вас узнал». – «Ну, - говорю, - спасибо». – «Вы киноактёр?» - «Да». – «Тогда ещё раз – здравствуйте, товарищ Переверзев». А вот так он рассказывает об одной из первых встреч актёров со зрителями на стадионе «Динамо»: «Нас провезли через толпу зрителей на автобусе к служебному входу. Вдруг крик в толпе: «Да пропустите меня! Я опаздываю!» - «Куда ты, да кто ты такой?» - «Я Бабочкин! Я Чапаева играл!» Мгновенная тишина. И неожиданно голос какой-то женщины: «Го-осподи, Борис Андреич, а вы ещё живые?»
Бывали и другие встречи. Кирилл и Сергей Столяровы были свидетелями того, как во время выступления актёров во Владимире к актрисе Зое Фёдоровой подошёл мужчина с букетом цветов. Она повернулась, посмотрела несколько секунд на этого человека, а потом бросилась на него, впиваясь ногтями в лицо. Оказывается, заслуженную артистку Зою Фёдорову пришёл поприветствовать один из начальников Владимирского централа, страшной тюрьмы, в которой Зоя Алексеевна сидела, приговорённая сначала к высшей мере, а потом к 25 годам лагерей. Однажды Кирилл Столяров спросил её: «Как вы жили в этой одиночке, когда вам дали 25 лет?» Зоя Фёдорова ответила: «А я придумала по-актёрски, что это не со мной, с кем-то другим».
Автор приводит горькие воспоминания режиссёра Александра Петровича Довженко о Параде Победы, которые никогда не были опубликованы при его жизни: «Вчера я был на Параде Победы на Красной площади. Мой любимый маршал Жуков прочёл торжественную и гордую речь Победы. Когда вспоминал тех, кто пал в боях в огромных, неведомых истории количествах, я снял с головы убор. Шёл дождь. Оглянувшись, я заметил, что шапки больше никто не снял. Не было ни пауз, ни траурного марша, ни молчания. Тридцать или сорок миллионов жертв и героев будто провалились в землю или совсем не жили, о них не вспоминали как о понятии… Стало грустно… Перед великой их памятью, перед кровью и муками не встала площадь на колени, не задумалась, не вздохнула, не сняла шапки. Наверное, так и надо, или, может быть, нет? Ибо, почему же плакала весь день природа? Почему лились с неба слёзы? Неужели они подавали знак живым?»
Альбом «Сергей Столяров: судьба и эпоха» будет интересен для читателей всех возрастов. Люди старшего поколения встретят на его страницах целый ряд имён знаменитых людей прошлого. Молодое поколение получит возможность лучше понять тех, кто пока ещё живёт рядом с ними, является их прошлым. А прошлое нужно знать, не знать – потерять будущее.
Кроме того, необходимо отметить, что это издание отличает изумительное полиграфическое оформление: большой формат, мелованная бумага, большое количество фотографий из семейного архива, кадры из кинофильмов, афиши. С альбомом о жизни и творчестве Сергея Столярова можно познакомиться в отделе литературы по искусству.
- 3040 просмотров