Сергей Григорьевич Чавайн (1888-1937)

11.10.2019 | 10874 просмотра(ов)

С именем Сергея Григорьевича связано появление не только первого стихотворения на марийском языке, но и первого рассказа и первой пьесы, а также становление национальной художественной словесности марийского народа. Также первым опубликованным авторским произведением является стихотворение С. Чавайна «Юмо дечын ю патыр» (1908, «Знание сильнее Бога»). Поэтому по праву он считается основоположником марийской литературы, является путеводной звездой для всех поколений марийских писателей.

Сергей Григорьевич Чавайн родился 24 сентября (6 октября) в деревне Малый Карамас Себеусадской волости Царевококшайского уезда Казанской губернии (ныне Моркинский район РМЭ) в семье бедного крестьянина, который занимался смолокурением и землепашеством. Поэтому с малых лег С. Чавайн был привычен к крестьянскому труду: пахал, боронил, жал. Мать, Татьяна Анисимовна, которая знала много сказок и песен, привила своему сыну любовь к устному народному творчеству. Впоследствии Сергей с жадностью слушал сказки и предания на девичьих посиделках, которые неоднократно бывали у них дома. Почти со всей деревни собирались к ним девушки и женщины и занимались рукоделием: пряли шерсть, вышивали холст, вязали и тем же временем пели песни, рассказывали сказки, разные истории. Несмотря на бедность, отец не воспрепятствовал тому, чтобы Сергей продолжил образование и стал грамотным. Поэтому, как только сын окончил начальную школу в родной деревне, он отдал его учиться в Уньжинскую школу, где в то время работали Т.Е. Ефремов, П.Г. Эмяш.

Отец и дед будущего основоположника марийской литературы носили фамилию Стрелков, поэтому школу Сергей закончил, будучи Стрелковым. В 1904 году но совету своего учителя П.Г. Григорьева Сергей поступил в Казанскую учительскую семинарию под фамилией Григорьев. Для воспитанников этой школы был установлен строгий режим.

Во время учебы в семинарии у будущего писателя сформировалось и развивалось демократическое мировоззрение, национальное самосознание, он стал первым автором оригинального произведения на марийском языке. В эти же годы С. Чавайн попробовал себя в качестве переводчика. Из русских писателей ему нравились Пушкин, Гоголь, Кольцов. Никитин. Лермонтов. Многие стихотворения Кольцова напоминали ему русские народные песни. Поэтому у писателя возникла мысль написать стихотворение, подобное марийской народной песне, чтобы рассказать о жизни родного народа, чьи песни и сказания автор полюбил еще в детстве.

В 1905-1906 гг. С. Чавайн, как и многие учащиеся семинарии, участвовал в революционной работе, привозил в деревню листовки и прокламации, тайком раздавал их соседям и знакомым. На волне революционных событий в декабре 1905 года им написано первое произведение на марийском языке «Ото» («Роща»). Вспоминая годы учебы в семинарии и революционные события тех лет, критик Владимир Мухин-Сави писал: «Мы быстро сдружились. По вечерам я играл на скрипке марийские мелодии, а он вдохновлял меня своими сказками, прибаутками, которых знал множество. Сергей выделялся среди однокурсников как хороший знаток математики. Если бы не революция 1905 года, он, пожалуй, стал бы математиком, а я навеки связал бы свою судьбу с музыкой! Но революционная ситуация круто повернула наши пристрастия на новый трудный и неизведанный путь...».

С началом издания в Казани первого периодического издания «Марла календарь» С. Чавайн стал одним из его активных участников. На страницах этого ежегодника печатались его стихотворения, проникнутые идеей просвещения. В стихотворениях «Книга», «Знание сильнее Бога» молодой поэт цризывал родной народ учиться. В 1908 году он издал свою первую книгу «Марий калыкын тошто годсо илышыже» («Из прошлого народа мари»), куда вошли рассказы и стихотворения. Семинаристы с хорошим почерком помогли автору в подготовке издания, переписывали его произведения красивым четким почерком.

В июне 1908 года Чавайн успешно закончил семинарию. В выданной характеристике отмечено: «Сергей Григорьев - юноша нрава кроткого и мягкого, несколько скрытен (и склонен к увлечениям). Григорьев любит беззаветно свое родное племя и несомненно (будет) может быть весьма полезным для него учителем.

В 1908 году после окончания учительской семинарии Сергей Григорьев был определен в Пижан-Кукморское училище Казанского уезда, но в сентябре того же года назначен запасным учителем по Царевококшайскому уезду. Решением Царевококшайского училищного совета через месяц он был направлен в Сотнурскую волость, где до 1915 года работал в сельских школах Петъял, Сотнура и Шарибоксада. В эти годы С.Чавайном создана его первая комедия «Кайык клудо» («Дикая утка», 1910).

В творчестве Сергея Чавайна нашли отражение национальные герои марийского народа: где-то автор сохранил сюжетные линии легенд и преданий, где-то творчески подошел к традициям устного народного творчества. Дореволюционный этап творчества основоположника марийской литературы А. Асылбаевым охарактеризован так: «В процессе формирования Чавайна как поэта близость к устному творчеству сыграла важную роль. Чутко прислушивался он к языку народа, улавливал в устной поэзии поэтические образы. Народная поэзия послужила для него важнейшим источником познания жизни, быта, психологии, идеалов марийского народа, представляющего тогда в основном крестьянство. Близкое знакомство с фольклором помогло ему выработать свои эстетические взгляды в художественной литературе».

17 июля 1915 года Комитетом образовательных учреждений Управления Ташкентской железной дороги С. Чавайн был избран на должность учителя железнодорожного училища при станции «Аральское Море» Ташкентской железной дороги.

Вновь на Родину он вернулся в 1919 году. В стране шла Гражданская война. 4 ноября ему в руки попала газета «Йошкар кече», прочитав которую писатель в тот же день написал стихотворение «Сай кутырет, марий калык». Автор был рад за свой народ, впервые видел газету на родном языке и был воодушевлен положительными переменами, которые наблюдал в первые дни после возвращения.

С 1920 года Сергей Чавайн работал в издательстве газеты «Йошкар кече» в Краснококшайске с небольшими перерывами до октября 1923 года. Затем он переехал в село Арино и работал заведующим местной школы. Его педагогическая деятельность была плодотворной. Прежде чем приступить к урокам, Чавайн рассказывал что-то интересное из жизни, поднимал настроение учеников. На уроках дети сидели тихо и внимательно слушали своего учителя. В воспоминаниях своих учеников он остался спокойным и уравновешенным педагогом, хорошо знающим свое дело, умеющим доходчиво объяснить любую тему. Если в жизни он был ласковым и отзывчивым человеком, то на работе - строгим наставником и требовательным учителем, детям он открывал безграничный мир фольклора, прививал любовь к поэзии, театру и музыке.

С созданием Марийской автономной области у поэта начинается новый подъем в творчестве. Он восторженно пишет об этом событии, плодотворно работает во всех жанрах. В 1920-е годы С. Чавайном написано несколько историко-революционных пьес, реалистических рассказов, повесть «Дезертир-влак», которая в истории марийской литературы 1920-х годов стала первым крупным эпическим произведением и дала начало развитию эпического жанра в марийской литературе.

Вернувшись в 1927 году в Краснококшайск, работал в Марийском книжном издательстве, преподавал в Марийской студии музыкально-драматического искусства, возглавлял литературную часть Марийского театра, принимал участие в организации Марийской ассоциации пролетарских писателей.

1930-е годы в творчестве писателя являются одними из наиболее плодотворных. Им были созданы производственные очерки, историко-революционные пьесы, историческая драма «Акпатыр», водевиль «Окса тул» и роман «Элнет», ставший вершиной его творчества. В 1935 году марийская общественность отметила 30-летие творческой деятельности С. Чавайна. Во время торжественного юбилейного вечера он сделал признание: «Творческий огонь в моем сердце зажегся не для моей личной славы, а ради моего народа, ради его просвещения. Горе народа было моим горем, его радости моими радостями. Никогда не думал я обособить себя от народа, от его судьбы. Всё доброе, хорошее в моем творчестве родилось из любви к марийским трудящимся, из желания помочь им скорее построить социализм».

Казалось бы, ничего не должно было помешать Чавайну в его дальнейшей деятельности и жизни. Совместно с Олыком Ипаем и Шабдаром Осыпом написал эпическую поэму «Чоткар нерген муро» («Песня о богатыре Чоткаре», 1936), готовил либретто первой марийской оперы. Однако в 1937 году черные тучи сгустились и над головой любимого народом поэта. Уже с января началась клеветническая кампания. 25 мая Сергей Григорьевич возвратился из Москвы и тут же на вокзале был арестован. На допросе виновным в контрреволюционной националистической деятельности себя не признал. В тот же день им было написано «объяснение», в заключительной части которого он подтверждает те же слова, что и сказал в свой вечер творческой деятельности: «Я сейчас работаю не за страх, а за совесть. Я считаю себя вполне советским человеком. Я ничего не хочу, только дайте мне спокойно работать. Я своей личностью не дорожу. Я пожил на свете - мне 49 лет - видел горе и радость. Есть у меня одно большое чувство. Это любовь к своему народу. Если любовь к своему народу есть преступление, то карайте меня».

11 ноября 1937 года Сергей Чавайн был расстрелян. Предположительно захоронен на Мендурском кладбище. Реабилитирован в 1956 году. Однако дата смерти основоположника марийской литературы долгие годы была засекречена. Родным сообщили, что умер он 16 октября 1942 года в местах заключения свободы от кровоизлияния в мозг. И только в канун 100-летнего юбилея со дня рождения С. Чавайна была обнародована подлинная дата смерти.

Его именем названы Национальная библиотека Республики Марий Эл, бульвар в Йошкар-Оле, Государственная премия Республики Марий Эл в области литературы.

 

Литература: Федосеева Н. А. Чавайн Сергей Григорьевич (1888-1937) / Н. А. Федосеева // Путь национального самоопределения народа мари : 100-летию образования Республики Марий Эл посвящается : документы и материалы. – Москва : РК «Галерия», 2019. – С. 92-94.

 

Русский