Сепеев Геннадий Андреевич

85 лет со дня рождения

Сепеев Геннадий Андреевич

(1932)

Ученый-этнограф

Г. А. Сепеев родился в семье сельского учителя в с. Куженер Сернурского (ныне Куженерского) района Марийской АССР. В то время, согласно существовавшему неписаному правилу, учителя периодически меняли места своей работы. Поэтому детские годы Геннадия Андреевича прошли в нескольких деревнях: Иван-Соле, Конгануре, на родине отца - Дубниках, в с. Куженере. В 1942 году, после мобилизации его отца на фронт, семья Сепеевых переехала жить в д. Дубники. Здесь Г.Сепеев окончил семилетнюю школу. Выполняя наказ погибшего на фронте отца “получить образование”, он поступает учиться в Сернурское педагогическое училище.

За годы учебы в педучилище Г.А.Сепеев проявил себя разносторонне одаренным студентом. В 1950-1951 годах работал преподавателем старших классов Дубниковской и Нижне-Кугенерской семилетних школ: в первой вел русский язык и физкультуру, во второй - математику.

Самого Г.А.Сепеева больше увлекала история. В 1951 году он поступает учиться на историко-филологический факультет Марийского государственного педагогического института им. Н.К.Крупской. После окончания учебы в 1955 году его направляют в Аринскую среднюю школу Сотнурского (ныне Моркинского) района. В октябре этого года Г.Сепеева призывают на военную службу в Прибалтийский, а затем Московский военный округ.

Демобилизовавшись в апреле 1958 года из армии, Г.А.Сепеев месяц работает в Токтайбелякском детском доме, а затем переходит в известную в то время Мустаевскую среднюю школу, где долгие годы работал талантливый педагог и краевед В.М.Мамаев. Молодого историка через год назначают завучем школы. По совету В.М.Мамаева, в честь 70-летия школы в 1959 году Г.А.Сепеев начинает собирать экспонаты для школьного краеведческого музея.

Так Г.А.Сепеев впервые заинтересовался этнографией, познакомился с монографией Т.А.Крюковой по материальной культуре марийцев. Музей школы возник на основе этой книги. Его открытие состоялось в 1960 году. Музей получил известность не только в районе.

Увлеченного педагога приметили в Марийском научно-исследовательском институте языка, литературы и истории. В 1961 году институту было выделено одно место в очной аспирантуре при Институте языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР по специальности этнография. Дирекция МарНИИ предложила Г.А.Сепееву подготовить вступительный реферат по марийской семье или же духовной культуре народа. Посоветовавшись с В.М.Мамаевым, Г.Сепеев написал реферат о марийской свадьбе.

Годы учебы в аспирантуре под руководством известного этнографа, доктора исторических наук, профессора Н.И.Воробьева стали серьезной школой постижения основ научно-исследовательской работы. Н.И.Воробьев, крупный специалист по материальной культуре народов Поволжья и Приуралья, помог начинающему исследователю определиться с темой, очертил круг проблем и дал направление поиска первоисточников.

Г.А.Сепеев начал изучать материальную культуру восточных марийцев. Об этой прикамско-приуральской этнографической группе впервые заговорила К.И.Козлова, опубликовав в 1958 году статью “Восточные марийцы” в XI выпуске “Трудов МарНИИ”.

Молодому ученому предстояло определить время формирования этой этнографической группы, выявить характерные черты материальной культуры, реконструировать основные тенденции ее развития, выделить факторы, способствующие трансформации народной культуры, обратив особое внимание на роль этнокультурных контактов в истории развития материальной культуры этой группы.

За годы учебы в аспирантуре Г.А.Сепеев изучил этнографическую литературу по своей теме, выявил уникальные архивные документы в фондах центральных и местных архивов и музеев, провел две этнографические экспедиции к восточным марийцам. В результате комплексного сравнительно-исторического исследования ему удалось выделить среди восточных марийцев четыре локальные группы: прикамскую (юг Камско-Вятского междуречья); прибельскую (междуречье р. Белой и р. Уфы до р. Буй и р. Тюй на севере); икско-сюньскую (верховье р. Сюнь и по Ику); уральскую (междуречье рр. Уфы и Сылвы).

Отличительной чертой работы Г.А.Сепеева было то, что своеобразие материальной культуры восточных марийцев он рассматривает в сравнении с культурой поволжских мари, выделяя тем самым наиболее древние черты в культуре этноса. С другой стороны, автор обращает внимание на изменения в культурно-бытовом комплексе, происшедшие под влиянием как природно- климатических условий, новой хозяйственной ориентации в условиях развития товарно-денежных отношений, так и традиций башкирского, татарского, русского народов. Все это позволило определить характерные особенности этнических процессов среди восточных марийцев в XIX - начале XX в.

Исследование Г.А.Сепеева позволило установить, что этнические традиции мари не претерпевали за указанный период существенных изменений в новых для них природно-климатических условиях жизнедеятельности. В то же время удалось выяснить, что хозяйственно-культурное взаимовлияние этнических традиций, новая этническая среда, интенсивные экономические связи в условиях этнической чересполосицы способны существенно повлиять на распространение и закрепление в быту сходных черт культуры и способствовать взаимному обогащению традиций.

Изучая восточномарийские поселения, Г.А.Сепеев отметил основные этапы их эволюции от поселения-усадьбы одной семьи (илем) - хуторской тип к группе усадеб родственников (лонто), а затем - к деревням (ял, аул, сола).

В диссертационной работе большое внимание уделялось характеристике традиционных черт расположения усадеб, хозяйственных построек, жилища, выявлению тенденций их изменения. Исследователем было установлено, что под влиянием культурных заимствований внешние (конструктивные, декоративные) черты жилища восточных марийцев напоминают облик русской избы, а интерьер - татарскую или башкирскую избу.

Своеобразие материальной культуры восточных марийцев наиболее наглядно проявляется в одежде. Г.А.Сепеев довольно обстоятельно раскрыл общие и особенные черты одежды исследуемой группы марийцев, выделил три локальных комплекса одежды. Изучение происхождения и эволюции отдельных элементов женского костюма, проведенное в диссертационной работе Г.А.Сепеева, не потеряло своего значения и в настоящее время.

Исследование пищи показало, что в сходных природно-географических условиях тесное этнокультурное общение способствовало формированию общих пищевых традиций марийского, башкирского и татарского народов. Г.А.Сепеев выделил пищу растительного и животного происхождения, повседневную и празднично-обрядовую. Сходные черты наблюдались и в утвари.

После окончания аспирантуры Г.А.Сепеев в 1964 году поступил на работу в МарНИИ, где работает до настоящего времени. Сперва он был младшим научным сотрудником отдела истории, изучал традиционную и современную материальную культуру луговых и горных мари, возглавлял этнографические экспедиции, которые проводились ежегодно. После защиты диссертации на специализированном Совете Казанского университета в 1973 году Г.А.Сепеев, переработав и углубив ее содержание подготовил монографию “Восточные марийцы” (1975), которая получила признание специалистов, стала настольной книгой этнографов и краеведов.

С 1975 по 1983 годы Г.А.Сепеев возглавлял сектор археологии и этнографии. В эти годы предпринимаются значительные шаги по подготовке специалистов-этнографов, ведутся исследования по этническим процессам, историографии этнографического изучения марийцев. Совместно с археологами института началось издание тематических сборников серии “Археология и этнография Марийского края”. В 1986 году в институте создается сектор, а с 1992 года - отдел этнографии, которые Г.А.Сепеев возглавлял до 1998 года. С 1998 года он ведущий научный сотрудник отдела этнографии.

За время работы в институте Г.А.Сепеев опубликовал более 100 статей, очерков, монографий и других работ на историко-этнографические темы, которые широко известны в стране и за рубежом. Под его руководством было подготовлено около 15 тематических сборников и монографий.

В своих научных работах он большое внимание уделял изучению закономерностей функционирования традиционной культуры марийского народа во взаимосвязи с культурой народов Поволжья и Приуралья, с учетом экологических, политических, социально-экономических и этнических факторов.

Приоритетным направлением в тематике исследований Г.А.Сепеева является комплексное историко-сравнительное изучение хозяйства и материальной культуры марийцев и их этнических групп, отдельных хозяйственных и культурно-бытовых отраслей и форм. Большое место в его работе занимали вопросы формирования этнического состава населения Марийского края, межэтнических взаимосвязей, формирования общих и локальных элементов в хозяйственном быту и материальной культуре.

Значительный круг исследований Г.А.Сепеева посвящен этнической характеристике конкретных форм традиционной и современной материальной культуры (поселения, жилище, пища, средства передвижения) и хозяйства (земледелие, пчеловодство), выявлению общих элементов с культурой соседних народов (русских, поволжских финно-угров и тюрков).

Г.А.Сепеевым проделана большая работа по исследованию истории этнографического изучения марийцев отечественными и зарубежными учеными и краеведами в дореволюционный и советский периоды, оценке деятельности и вклада отдельных авторов в этом направлении, выявлению и публикации малоизвестных этнографических работ. В целях исторического просвещения населения, вовлечения в научный оборот ценных рукописей, редких статей из фондов научных учреждений и архивов по его инициативе в отделе этнографии приступили к подготовке серийного издания “Этнографическое наследие”.

В последние годы Г.А.Сепеев работал по исследованию истории расселения марийцев. На богатом фактическом материале ему удалось реконструировать основные этапы, характерные особенности расселения марийцев в течение I - II тысячелетия нашей эры.

Марийский этнограф - участник многих научных конгрессов и конференций (международных, всесоюзных, всероссийских, региональных и др.). Публикация его работ в материалах конференций представлена от Турку (Финляндия) и Ленинграда до Ижевска и Уфы, от Петрозаводска и Сыктывкара до Ташкента и Еревана. Свидетельством высокого научного авторитета Г.А.Сепеева явилось его участие в ряде всероссийских изданий: “Народы Поволжья и Приуралья...” (М., 1985); “Этнокультурные процессы в Поволжье и Приуралье в советскую эпоху...” (Чебоксары, 1991); “Коми, марийцы, мордва, удмурты” (М., 2000) из серии “Народы и культуры”.

Совместная экспедиция ГМЭ (г. Ленинград) и МарНИИ летом 1982 г. с.Еласы.

(Г.А.Сепеев и Е.Н.Котова во время беседы с информатором). Г.А.Сепеев сыграл большую роль в создании коллектива этнографов из выпускников Казанского и Марийского университетов, в подготовке последних он принимал непосредственное участие. С ростом кадров этнографов значительно расширились маршруты полевых экспедиций, в том числе совместно с этнографами различных научных учреждений. Г.А.Сепеев участвовал в экспедициях совместно с сотрудниками Института этнографии АН СССР, МГУ, Государственного музея этнографии народов СССР (Ленинград), МарГУ, Научно-краеведческого музея Марийской АССР, Национального музея Финляндии.

Г.А.Сепеев активно участвует в оппонировании и рецензировании кандидатских диссертаций аспирантов и научных сотрудников по этнографии и истории народов Поволжья и Приуралья. Он сотрудничает с историческими кафедрами МарГУ, с учреждениями министерств образования и культуры. В 1970-80-е гг. Г.А.Сепеев читал спецкурс по этнографии марийского народа на отделении истории университета, руководил курсовыми и дипломными работами студентов, рецензировал более 30 дипломных работ. Он участвовал в рецензировании книг преподавателей кафедр отечественной и региональной истории. Является членом редколлегии журнала “Марийский археографиче­ский вестник”.

Г.А.Сепеев активно участвует в популяризации научных знаний среди населения в печати и в электронных СМИ. Только в республиканских газетах опубликовано около 100 его статей и заметок на историко-этнографические и краеведческие темы.

Видный ученый оказывает неоценимую помощь педагогам в проведении краеведческой работы в школе. В конце 80-х - начале 90-х гг. Г.А.Сепеев осуществлял методическое руководство двухгодичным экспериментальным обучением предмета “Этнография и краеведение” в X-XI классах двух школ по рекомендации Института национальных проблем образования (ИНПО) Российской Федерации.

В 1991-95 гг. работал по совместительству в Марийском филиале ИНПО. Обобщив опыт эксперимента, выступил в Институте образования республики на конференции по школьному краеведению, материалы которой опубликованы (1997). Он рецензировал хрестоматии по курсу “История и культура марийского народа” для I-1V, V-VI, X и XI классов. Написанные им материалы включены в хрестоматии для VIII-IX и X классов. Под его руководством было подготовлено учебное пособие для учащихся старших классов “Этнография марийского народа”, которое издано в 2000 и 2001 годах на марийском и русском языках. В Институте образования читает лекции по этнографии марийского народа на курсах повышения квалификации учителей.

Г.А.Сепеев активно сотрудничает с учреждениями Министерства культуры и межнациональных отношений Республики Марий Эл. В 1960-1970-х гг. консультировал театральных художников при создании ряда постановок оперы и балета, помогал руководителям первого фольклорно-этнографического ансамбля. В 1970-80-х гг. он неоднократно консультировал сотрудников Республиканского научно-краеведческого музея по совершенствованию экспонирования этнографических материалов. Г.А.Сепеев в начале 80-х годов оказал большую практическую помощь создателям Музея крестьянского труда и быта (ныне Этнографический музей под открытым небом) в г. Козьмодемьянске. В 2000 году он принимал участие в экспертизе архитектурно-планировочного проекта “Марийская усадьба” для Музейного комплекса усадеб финно-угорских народов под открытым небом, возводимого в г.Залаэгерсег (Венгрия).

Заслуги Г.А.Сепеева в научной и учебно-методической деятельности отмечены Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Марийской АССР (1980), Почетными грамотами министерств образования и культуры, ему присвоено звание “Заслуженный деятель науки Республики Марий Эл” (1994). С 1989 г. Г.А.Сепеев является зарубежным членом Финно-угорского общества (Финляндия).

Литература:

Айплатов Г. Н. Сепеев Геннадий Андреевич / Г. Н. Айплатов // Марийс. археогр. вестн. – 2002. - № 12. – С. 210-215.