Сапаев Эрик Никитич

85 лет со дня рождения. Сапаев Эрик Никитич (1932 – 1963)

Композитор

Имя Эрика Сапаева широко известно в Марий Эл. Он автор первой марийской оперы «Акпатыр», вошедшей в золотой фонд профессионального искусства и ставшей национальной гордостью народа мари. Опера написана по драме Сергея Чавайна «Акпатыр», воскрешающей события времен Пугачевского восстания.

Но он не только стал основоположником национальной оперы. Он первым из марийских композиторов, не считая Андрея Эшпая, написал скрипичный концерт (1962), открыл новую страницу в камерно-инструментальной музыке, создав струнный квартет (1961), первым использовал новый тип варьирования в вариациях для фортепиано (1956) и первым применил в песнях средства эстрадной музыки.

Все его сочинения ярко национальны и отличаются особой свежестью и самобытностью.

Тонкий музыкант, ищущий художник, Сапаев обладал большими потенциальными возможностями. Природа щедро наделила его музыкальностью, умением наблюдать и впитывать ощущения. Обладая при этом удивительным трудолюбием, композитор смог за свою короткую жизнь претворить многие свои творческие замыслы.

За заслуги в развитии марийского профессионального искусства ему первому среди коллег-музыкантов было присвоено звание лауреата премии Марийского комсомола имени Олыка Ипая (посмертно, в 1968 году), а за оперу «Акпатыр» - звание лауреата Государственной премии МАССР (1970).

Судьба талантливого композитора была не из легких. Отец его (Сапаев Никита Никифорович), будучи вторым секретарем Марийского обкома партии, был репрессирован в 1937 году, и пятилетний Эрик с матерью уезжает на ее родину в Новоторъяльский район. Здесь, в глубинке, и прошли его детские и отроческие годы.

Самостоятельно мальчик научился играть на гармони, гуслях, балалайке и скрипке и в школе слыл виртуозным гармонистом. От матери он узнал много мелодий и с юных лет стал ценить марийскую песню, ставшую впоследствии кладезем его творчества.

В 1948 году Эрик по зову сердца приезжает в Йошкар-Олу и поступает учиться в музыкальное училище имени И. С. Палантая в класс скрипача В. Н. Яшмолкина, а в 1953 году становится студентом теоретико-композиторского факультета Казанской Государственной консерватории.

Формирование Сапаева как композитора началось в Йошкар-Олинском музучилище. Здесь он познает и изучает шедевры мировой музыкальной классики, учится у замечательных педагогов (В.И.Яшмолкина, Л.И.Сахарова, Е.Г.Розенберг), играет в симфоническом оркестре училища (художественный руководитель Н.А.Сидушкин).

Композиции юноша не учился, но пытался сам сочинять: вначале делал переложения протяжных и танцевальных народных мелодий для оркестра народных инструментов, а затем написал оригинальный марш для фортепиано и песни.

Уже до консерватории Эрик Сапаев стал автором таких песен, как «Письмо», «Колыбельная песня», «Жди меня», «Цветок сирени», «Песня о родной «стороне» на тексты поэтов М.Якимова и А.Сапаева.

В консерватории по композиции он учится у профессора А.С.Лемана и пробует свои силы в различных жанрах - фортепианном, вокальном, скрипичном, симфоническом... Ну а с песней он не расставался никогда!

Однажды Эрик признался мне (а мы учились на одном факультете), что может за день сочинить до десятка песен, но... стесняется показывать их педагогу.

Самой большой мечтой композитора было написать оперу на национальный сюжет, и он долго искал его. Но сначала он осваивает симфонический жанр, пишет симфониетту.

И все-таки, уже в консерваторский период, он принялся за оперу, и на государственном экзамене наряду с симфониеттой звучала ария Акпатыра в исполнении молодого марийского певца Леонида Краснова, тоже учившегося в консерватории. Сапаев был горд, что пишет оперу. (До него пытались создать марийский оперный жанр Яков Эшпай, Кузьма Смирнов.) Вернувшись после учебы из Казани, Эрик Никитич интенсивно работает над «Акпатыром», а параллельно пишет «Торъяльскую сюиту», Струнный квартет, Концерт для скрипки с оркестром. Чтобы поставить оперу, были привлечены все музыкальные силы Йошкар-Олы: коллективы музыкального училища, филармонии, сам композитор принимал активное участие в подготовке. И премьера оперного детища Сапаева состоялась - день пятого апреля 1963 года стал датой рождения национальной оперы мари. Но автор не дожил до праздника, в который вылилась премьера «Акпатыра»...

Каким остался Эрик Сапаев в нашей памяти? Очень скромным, даже застенчивым, доброжелательным и внимательным к людям. Учась в музыкальном училище, он со многими общался, вдохновенно делился своими музыкальными «находками», замыслами, наблюдениями. Натура мягкая и целеустремленная, Сапаев был прост и честен в отношениях с людьми.

Литература:

Сапаев Эрик Никитич (1932-1961) // Артищева Р.В. Профессиональная марийская музыка в лицах: композиторы, музыканты-исполнители, мастера музыкальной педагогики: ст., заметки, публ. / Р.В. Артищева. – Йошкар-Ола, 2013. – С. 37-39.