95 лет со дня рождения.
Попова Нина Евсеевна (1922-2014)
Народная артистка Марийской АССР
Попова (Каракулова) Нина Евсеевна родилась в п. Сернур Марийской АССР 20 августа 1922 г. в семье служащих. Мать, Попова Анна Михайловна, работала бухгалтером, отец Евсей Хрисанфович, был инспектором Нархозучета. Оставшись в одиннадцать лет полной сиротой, Нина Евсеевна сумела осуществить мечту - стать артисткой. 1937 - закончила неполную среднюю школу в с. Юледур Куженерского района Марийской АССР.
Закончив Йошкар-Олинское музыкально-театральное училище перед самой войной, почти пятьдесят лет проработала в Академическом русском театре драмы имени Г. Константинова Республики Марий Эл. Ею сыграны многие роли в пьесах А. Островского, А. Чехова, М. Горького, незабываемы для зрителей остались большие и маленькие роли в спектаклях «Рядовые», «Тревога», «Безобразная Эльза», «Мораль пани Дульской», «Эффект Редькина» и многие другие.
Почти с первых шагов на сцене Нина Евсеевна играла так называемые «возрастные» роли женщин старше себя по возрасту. Это была суровая, трудная, но прекрасная школа. Артистка училась создавать характеры, познавать через них жизнь, думы и чувства людей, которых приходилось играть.
Конечно, куда проще было бы, наверное, найти, крепко взять в образе характерность: говор, жест, походку своих героинь и сыграть ярко, броско, размашисто. Успех у публики был бы обеспечен. Но это могло бы увести от характера, который предстояло сыграть, и артистка почти никогда не соблазнялась подобной возможностью.
Шли годы, менялись режиссеры в коллективе русского драматического театра республики, а Нина Евсеевна Попова оставалась верной себе, народной, песенной основе своего творчества. Чередой проходили перед зрителем говорливые, себе на уме, а то и просто корыстные, лживые свахи из пьес А.Н. Островского, тихие, добрые, часто горемычные, несчастные няньки и приживалки из произведений А.П. Чехова. Они бывали добрыми душами дома, служили своим хозяевам бескорыстно и честно.
В советских пьесах у Н.Е. Поповой было очень много интересных работ. Л. Леонов. Н. Погодин, А. Корнейчук, В. Розов, А. Арбузов и многие другие авторы есть в репертуарном списке пьес, в которых сыграла большие и маленькие роли Нина Евсеевна.
Сорок пять лет отдано театру своей родной республики. Пожалуй, даже трудно припомнить пьесу Островского, в которой она не сыграла какую-либо роль. Работает она над ролью всегда мучительно и кропотливо. Несколько вариантов перепробует. Она любила на репетициях фантазировать и изменять варианты. Иногда ей даже казалось, что режиссеры на нее за это сердятся. Может быть и сердятся, только на следующую репетицию она все равно приносила еще что-нибудь новенькое. В жизни общительная и неунывающая, она любила подметить в своих героях всегда какую-то изюминку.
Домна Пантелеевна в «Талантах и поклонниках», «Не все коту масленица» - Фиона, Огуревна - «Сердце - не камень», Настасья Петровна- в «Женитьбе Белугина». Это все Островский. Анфиса в «Трех сестрах», Арина в «Дяде Ване» - Чехова, Цветаева в «Мещанах» и Любовь в «Последних» Горького. О таких встречах на сцене любой современный актер может только мечтать.
Зрители старшего поколения безусловно вместе с актрисой пережили много творческих открытий. Современный зритель всегда видел и обращал внимание на ее героев. Прежде всего - это Виви Кассель в комедии Э. Рисклакки «Безобразная Эльза». Ее манерность, ужимки и неловкое кокетство комичны и неестественны. А рядом взрослые дочери на выданье.
В романтической балладе «Рядовые» А. Дударева у Н.Е. Поповой короткий эпизод. Возвращаются женщины из фашистского концлагеря. Одна из них молодая, другая - тетка Марья. В коротком эпизоде актрисе удалось воссоздать трагическую судьбу советской женщин оказавшейся на оккупированной территории, затем угнанной в Германию, в неволю. Она почти потеряла рассудок, но в душе теплится надежда дойти до родного дома, до чистых криниц. Вот это и есть родина - родная деревенька, своя хатка, родники на окраине. Это и придает силы, помогает пережить громадное нервное потрясение. В концлагере погибла красавица - дочь. Актеры старой школы постоянно доказывают, что нет больших ролей и маленьких. Есть талант и мастерство. Есть любовь к сцене, которая с годами не растрачивается.
Когда репетировался спектакль «Эффект Редькина» А. Козловского, сколько разнообразнейших и в каждом случае самобытных вариантов изобрела актриса. И образ Матери получился и бытовым и вместе с тем сказочно-лубочным.
Дорида в комедии «Диоген» - разве это не классическая теща, ворчливая и неуемная в претензиях. Есть в спектакле превосходный момент, когда ее заставляют расстаться с новым платьем. Сурово и угрожающе, а вместе с тем удивительно потешно она защищает полюбившийся наряд, капризно и агрессивно отбиваясь от обидчика руками.
Щедро и с любовью делилась актриса своим богатым сценическим опытом с молодежью, осуществляя живую связь театра сегодняшнего с неувядающими традициями прошлого.
Литература:
- Жила-была Золушка //Поморцева Б.В дороге и дома / Б. Поморцева. – Йошкар-Ола,1997. – С. 7-11.
- 2674 просмотра