Попова Нина Евсеевна

02.08.2017 | 871 просмотра(ов)

95 лет со дня рождения.

Попова Нина Евсеевна (1922-2014)

Народная артистка Марийской АССР

Попова (Каракулова) Нина Евсеевна родилась в п. Сернур Марий­ской АССР 20 августа 1922 г. в семье служащих. Мать, Попова Анна Михайловна, работала бухгалтером, отец Евсей Хрисанфович, был ин­спектором Нархозучета. Оставшись в одиннадцать лет полной сиротой, Нина Евсеевна суме­ла осуществить мечту - стать артисткой. 1937 - закончила неполную среднюю школу в с. Юледур Куженерского района Марийской АССР.

Закончив Йошкар-Олинское музыкально-театральное училище перед самой войной, почти пятьдесят лет проработала в Академическом русском театре драмы имени Г. Кон­стантинова Республики Марий Эл. Ею сыграны многие роли в пьесах А. Островского, А. Чехова, М. Горького, незабываемы для зрителей ос­тались большие и маленькие роли в спектаклях «Рядовые», «Тревога», «Безобразная Эльза», «Мораль пани Дульской», «Эффект Редькина» и многие другие.

Почти с первых шагов на сцене Нина Евсеевна играла так называе­мые «возрастные» роли женщин старше себя по возрасту. Это была су­ровая, трудная, но прекрасная школа. Артистка училась создавать ха­рактеры, познавать через них жизнь, думы и чувства людей, которых приходилось играть.

Конечно, куда проще было бы, наверное, найти, крепко взять в обра­зе характерность: говор, жест, походку своих героинь и сыграть ярко, броско, размашисто. Успех у публики был бы обеспечен. Но это могло бы увести от характера, который предстояло сыграть, и артистка почти никогда не соблазнялась подобной возможностью.

Шли годы, менялись режиссеры в коллективе русского драматиче­ского театра республики, а Нина Евсеевна Попова оставалась верной себе, народной, песенной основе своего творчества. Чередой проходили перед зрителем говорливые, себе на уме, а то и просто корыстные, лжи­вые свахи из пьес А.Н. Островского, тихие, добрые, часто горемычные, несчастные няньки и приживалки из произведений А.П. Чехова. Они бывали добрыми душами дома, служили своим хозяевам бескорыстно и честно.

В советских пьесах у Н.Е. Поповой было очень много интересных работ. Л. Леонов. Н. Погодин, А. Корнейчук, В. Розов, А. Арбузов и многие другие авторы есть в репертуарном списке пьес, в которых сыг­рала большие и маленькие роли Нина Евсеевна.

Сорок пять лет отдано театру своей родной республики. Пожалуй, даже трудно припомнить пьесу Островского, в которой она не сыграла какую-либо роль. Работает она над ролью всегда мучительно и кропотливо. Несколько вариантов перепробует. Она любила на репетициях фантазировать и изменять варианты. Иногда ей даже казалось, что режиссеры на нее за это сердятся. Может быть и сердятся, только на следующую репетицию она все равно приносила еще что-нибудь новенькое. В жизни общительная и неунывающая, она любила подметить в своих героях всегда какую-то изюминку.

Домна Пантелеевна в «Талантах и поклонниках», «Не все коту масленица» - Фиона, Огуревна - «Сердце - не камень», Настасья Петровна- в «Женитьбе Белугина». Это все Островский. Анфиса в «Трех сестрах», Арина в «Дяде Ване» - Чехова, Цветаева в «Мещанах» и Любовь в «Последних» Горького. О таких встречах на сцене любой современный актер может только мечтать.

Зрители старшего поколения безусловно вместе с актрисой пережили много творческих открытий. Современный зритель всегда видел и обращал внимание на ее героев. Прежде всего - это Виви Кассель в комедии Э. Рисклакки «Безобразная Эльза». Ее манерность, ужимки и неловкое кокетство комичны и неестественны. А рядом взрослые дочери на выданье.

В романтической балладе «Рядовые» А. Дударева у Н.Е. Поповой короткий эпизод. Возвращаются женщины из фашистского концлагеря. Одна из них молодая, другая - тетка Марья. В коротком эпизоде актрисе удалось воссоздать трагическую судьбу советской женщин оказавшейся на оккупированной территории, затем угнанной в Герма­нию, в неволю. Она почти потеряла рассудок, но в душе теплится наде­жда дойти до родного дома, до чистых криниц. Вот это и есть родина - родная деревенька, своя хатка, родники на окраине. Это и придает силы, помогает пережить громадное нервное потрясение. В концлагере погиб­ла красавица - дочь. Актеры старой школы постоянно доказывают, что нет больших ролей и маленьких. Есть талант и мастерство. Есть лю­бовь к сцене, которая с годами не растрачивается.

Когда репетировался спектакль «Эффект Редькина» А. Козловского, сколько разнообразнейших и в каждом случае самобытных вариантов изобрела актриса. И образ Матери получился и бытовым и вместе с тем сказочно-лубочным.

Дорида в комедии «Диоген» - разве это не классическая теща, ворч­ливая и неуемная в претензиях. Есть в спектакле превосходный момент, когда ее заставляют расстаться с новым платьем. Сурово и угрожающе, а вместе с тем удивительно потешно она защищает полюбившийся на­ряд, капризно и агрессивно отбиваясь от обидчика руками.

Щедро и с любовью делилась актриса своим богатым сценическим опытом с молодежью, осуществляя живую связь театра сегодняшнего с неувядающими традициями прошлого.

Литература:

  1. Жила-была Золушка //Поморцева Б.В дороге и дома / Б. Поморцева. – Йошкар-Ола,1997. – С. 7-11.
Русский