Горька судьба поэтов всех времён;
Тяжеле всех судьба казнит Россию, –
так писал об участи русских поэтов декабрист Кюхельбекер, не подозревая, что его слова окажутся пророческими и для ХХ века. Одной из самых трагических будет судьба Осипа Мандельштама, замученного в сталинских застенках.
Родился Осип Мандельштам 3 (15 н.с.) января 1891 года в Варшаве. Через некоторое время семья переехала в Петербург. Отец занимался торговлей, мать была не чужда литературных интересов. Учился в Тенишевском коммерческом училище – одном из лучших учебных заведений Петербурга, давшем ему прочные знания в гуманитарных науках. Отсюда началось его увлечение поэзией, музыкой, театром.
В 1907 году Мандельштам уехал в Париж, слушал лекции в Сорбонне. Интерес к литературе, истории, философии привёл его в Гейдельбергский университет (Германия). Наездами бывал в Петербурге, вошёл в литературную среду. Желая систематизировать свои знания, поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета.
Литературный дебют Осипа Мандельштама состоялся в 1910 году, когда в журнале «Аполлон» были напечатаны его пять стихотворений. В этом журнале печатались лидеры нарождающейся группировки акмеистов (от греческого akme – высшая степень чего-либо, зрелость, цветущая сила) Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, к творческому кружку которых и примкнул Мандельштам. Знакомство и дружбу с Николаем Гумилёвым и Анной Ахматовой впоследствии он считал одной из главных удач своей жизни.
В 1913 году вышел первый сборник стихов О. Мандельштама «Камень», сразу поставивший автора в ряд значительных русских поэтов. 1920–е годы были для него временем интенсивной литературной работы. В 1922 была издана книга «Tristia», «Вторая книга» появилась годом позже, в 1928 году выходит сборник «Стихотворения».
В ранних поэтических произведениях Осип Мандельштам любуется красотой природы. В его лирических стихах ощущается полная гармония поэта со всем миром:
Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.
Вся комната напоена
Истомой – сладкое лекарство!
Такое маленькое царство
Так много поглотила сна.
Немного красного вина,
Немного солнечного мая –
И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна.
Позже происходит значительная переоценка красоты и романтического восприятия жизни. Суровая действительность, жестокая политика тоталитарного государства, которая набирала обороты, находят отражение в стихах поэта.
В начале 30-х годов поэзия Мандельштама становится поэзией вызова. Она накапливает в себе энергию гнева и негодования. В своих стихах он выражает своё отношение к происходящему в стране: «Человеческий жаркий обугленный рот // Негодует и «нет» говорит». Рождается такой шедевр гражданской лирики, как «За гремучую доблесть грядущих веков…». Каждое слово в стихотворении плотно и полновесно:
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей:
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.
Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых костей в колесе…
Наступило время, когда слово, по мнению Мандельштама, должно стать делом, поэзия должна стать поступком. В эти годы поэт мрачно говорил, что «к стихам у нас относятся серьёзно – за них убивают». Началась открытая травля поэта, печататься становилось всё труднее.
В 1934 году Мандельштам был арестован после того, как властям стало известно это стихотворение, направленное против Сталина:
Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подковы, куёт за указом указ
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него, то малина
И широкая грудь осетина.
Стих очень резкий, и Мандельштам, конечно, понимал, что, написав его, он практически совершил акт самоубийства. Но не выполнить этот политический жест он не мог.
Осипа Мандельштама приговорили к трём годам ссылки. После окончания срока поэт хотел вернуться в Москву, но, так как он не имел права там жить, пришлось уехать в Калинин. Изоляция, оторванность от литературного мира очень переживалась поэтом и привела его к тяжёлой нервной депрессии. Мандельштам пытался вернуться в Москву, не имея официального разрешения. В 1938 году был вторично арестован. Опять приговор, теперь уже 5 лет лагерей за контрреволюционную деятельность. Этапом был отправлен на Дальний Восток. Погиб в пересыльном лагере под Владивостоком.
Писатель В. Шкловский сказал о Мандельштаме: «Это был человек… странный… трудный… трогательный… и гениальный!»
Стихи Мандельштама пережили своего создателя и дошли до нас. Они – живые свидетели той страшной эпохи, в которой безнаказанно творились злодеяния, погибали миллионы ни в чём не повинных людей.
Жена поэта Надежда Мандельштам и верные друзья сохранили его произведения. В 1960-е появилась возможность некоторые из них опубликовать. А в перестроечное время были изданы все произведения О. Мандельштама.
Центр чтения располагает всеми произведениями Осипа Мандельштама. Книжная выставка, посвящённая жизни и творчеству поэта, открыта в отделе в эти январские дни, когда отмечается его день рождения. На выставке представлены стихи Мандельштама: Собрание сочинений в двух томах, отдельные сборники стихов, а также прозаические произведения, в том числе и автобиографическая повесть «Египетская марка». Большой интерес представляет книга-экскурсия Л. М. Видгофа «Москва Мандельштама». А современный анализ произведений поэта, также представленный на выставке, будет полезен старшеклассникам, абитуриентам и всем любителям литературы.
Чтение стихов Мандельштама – непростое занятие, но читать их обязательно нужно. В них звучат звуки истории, в них отражены нелегкие страницы жизни нашей страны. Надеемся, что вольнолюбивый дух поэта не оставит без внимания читателей – истинных ценителей поэзии и тех, кто только начинает открывать для себя многогранный мир поэзии.
Предлагаем вниманию читателей некоторые издания, представленные на нашей выставке:
Мандельштам О. Э. Сочинения : в 2-х томах. – Москва : Художественная литература, 1990.
Первый том Сочинений поэта составили его стихи, созданные им на протяжении жизни, включая стихи для детей.
Во второй том Сочинений вошли его лучшие прозаические произведения – автобиографические проза и очерки, избранные статьи и эссе по истории мировой культуры и поэзии.
Мандельштам О. Э. Всемирная библиотека поэзии. Избранное. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1996.
Сборник, выпущенный к 105-й годовщине со дня рождения, включает несколько сотен стихотворений, написанных поэтом в разные годы. В конце сборника представлены стихи для детей.
Мандельштам О. Отклик неба : стихотворения, критическая проза. – Алма-Ата : Жазушы, 1989.
В сборник вошли стихи Мандельштама, написанные в предреволюционное и советское время: из сборников «Камень», «Tristia» «Новые книги», стихи 1921-1925 годов, стихи 1930-1937 годов и другие, а также избранная критическая проза.
В предисловии издания читатели могут ознакомиться со статьёй Л. Бельской «Поэзия и судьба Осипа Мандельштама».
Осип Мандельштам. Проза поэта. – Москва : ВАГРИУС, 2000.
Мандельштам как прозаик известен меньше, но вся его проза ценна тем, что написана от первого лица, про себя. Это «Египетская марка», «Четвёртая проза», «Шум времени», «Феодосия», «Возвращение», «Холодное лето» и другая проза, в которой ярко выражена личность автора.
Видгоф Л. М. Москва Мандельштама : книга-экскурсия. – Москва : КОРОНА-ПРИНТ, 1998.
Леонид Видгоф – главный специалист, если можно так выразиться, по мандельштамовскому краеведению. Автор проводил запоминающиеся экскурсии в столице по местам, связанным с Мандельштамом, которые были посвящены 100-летию со дня рождения поэта.
Это не просто собрание сведений о частных пересечениях жизни и судьбы Мандельштама с московскими реалиями, это ещё захватывающее повествование. Биографические подробности и разборы произведений перемежаются в книге с эпизодами, разработка которых – оригинальная заслуга самого Видгофа. Ценнейший материал собран и упорядочен в завершающем книгу перечне мандельштамовских мест на карте Москвы.
Книга предназначена для широкого круга читателей. Читать её легко, занимательно, и познавательно.
Сарнов Б. М. Последний творческий акт: Случай Мандельштама : в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – Москва : Издательство МГУ, 2000. – (Перечитывая классику).
В книгах серии «Перечитывая классику» содержится современный анализ произведений, входящих в школьные программы по литературе.
Название этой книги восходит к известной формуле О. Мандельштама, который не раз говорил, что смерть художника не бывает случайной, что она – не только последний акт жизни художника, но и его «последний творческий акт». Формула эта может показаться всего лишь красивой метафорой, но в применении к самому поэту она обретает смысл почти буквальный. Анализируя творчество Мандельштама последнего периода, автор исходит из того, что поздними своими стихами поэт не только предрек трагический конец своего жизненного пути, но и предопределил его.
Для учителей школ и гимназий, абитуриентов, специалистов-филологов, а также для всех любителей литературы.
Приглашаем любителей поэзии в Центр чтения!
Следующая выставка будет посвящена творчеству Бориса Леонидовича ПАСТЕРНАКА, день рождения которого будет отмечаться 10 февраля текущего года.
ЧИТАЙТЕ И ПЕРЕЧИТЫВАЙТЕ КЛАССИЧЕСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ!
- 5521 просмотр