ПОЭЗИЯ НА ВСЕ ВРЕМЕНА: Февраль. Борис Пастернак

04.02.2019 | 289 просмотра(ов)

10 февраля 1890 года родился Борис Леонидович Пастернак, русский поэт, прозаик, переводчик.

 

Никого не будет в доме,

Кроме сумерек. Один

Зимний день в сквозном проеме

Незадернутых гардин.

 

Только белых мокрых комьев

Быстрый промельк маховой.

Только крыши, снег и, кроме

Крыш и снега, – никого.

 

И опять зачертит иней,

И опять завертит мной

Прошлогоднее унынье

И дела зимы иной…

 

Но нежданно по портьере

Пробежит вторженья дрожь.

Тишину шагами меря,

Ты, как будущность войдешь.

 

Ты появишься у двери

В чем-то белом, без причуд,

В чем-то впрямь из тех материй,

Из которых хлопья шьют.

 

Эти полные «праздничности и свежести» стихи Бориса Пастернака знакомы всем, они звучат в телевизионным фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Фильм ежегодно показывают в канун Нового года и трудно подобрать текст, более соответствующий этому ожиданию. В стихотворении всё устремлено в будущее и даже написано в будущем времени. И это будущее предстаёт в предощущении счастья, ведь стихи написаны поэтом в один из лучших периодов его личной жизни.

А родился Борис Пастернак 29 января (10 февраля н.с.) 1890 года в Москве в семье известного художника, академика живописи Л. О. Пастернака и талантливой пианистки. Детские годы поэта протекали в атмосфере искусства, музыки, литературы. Разносторонние культурные интересы и связи семьи очень рано сказались на его склонностях, но в итоге поэзия одержала верх. После окончания гимназии Борис поступил в Московский университет на историко-филологический факультет, окончив который Пастернак полностью отдаётся поэтическому искусству, которое стало делом его жизни.

Его первые сборники стихов – «Близнец в тучах» (1914), «Поверх барьеров» (1917) – отмечены влиянием символизма и футуризма. Высоко ценил Блока, видя в его поэтической системе «ту свободу обращения с жизнью и вещами на свете, без которой не бывает большого искусства». В 1922 году вышла книга стихотворений «Сестра моя – жизнь», сразу выдвинувшая автора в ряд мастеров. С этой книги начинается Пастернак как самобытное поэтическое явление.

Далее следуют сборник «Темы и вариации» (1923), стихотворный цикл «Высокая болезнь» (1924), поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт», роман в стихах «Спекторский» (1925). Поэт чувствует неодолимую потребность в высказывании, живя в эпоху величайших исторических сдвигов и потрясений. Стихи Пастернака всегда отличались смелостью и независимостью своих суждений.

Борис Пастернак не стал активным борцом за социализм и рано понял, что в этом новом мире ему нет места. Начало террора он распознал сразу и встретил с негодованием: «Лей рельсы из людей!». Пытался приспособиться к новому времени, но поплатился творческим кризисом в 30-е годы. В это время поэт занимается в основном переводом, который со временем приобретает регулярный характер и продолжается до конца его жизни. Его переводы грузинских поэтов, Шекспира, Гёте, Шиллера, Верлена и других поэтов общеизвестны и до сих пор считаются непревзойдёнными.

 Пастернак известен не только как талантливый поэт и переводчик, но и прозаик. С молодых лет он писал прозу – рассказы и повести («Детство Люверс», «Воздушные пути», «Повесть» и другие).

Большое произведение – роман «Доктор Живаго», который он писал более десяти лет, был завершён в 1956 году и опубликован за границей. Именно за этот роман Борису Пастернаку, второму после Ивана Бунина русскому писателю, в 1958 году была присуждена Нобелевская премия по литературе. Формулировка Нобелевского комитета звучала так: «За выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы».

Ни одно писательское творение ХХ века не вызвало такого резонанса в мире, как это произведение. Великий русский поэт стал для миллионов политическим символом свободы и подавления личности. Однако на родине роман не только не был напечатан, но вызвал резкую критику со стороны официальных властей и многих коллег по перу. Началась буквально травля писателя. Борис Пастернак был исключён из Союза писателей СССР и был вынужден отказаться от Нобелевской премии.

Конечно же, Б. Пастернак очень переживал по поводу вынужденного отказа от столь важной, главной литературной премии. Вся его боль вылились в стихотворении «Нобелевская премия».

 

Я пропал как зверь в загоне.

Где-то воля, люди, свет,

А за мною шум погони.

Мне наружу ходу нет.

 

Тёмный лес и берег пруда,

Ели сваленной бревно.

Путь отрезан отовсюду.

Будь что будет, все равно.

 

Что же сделал я за пакость?

Я, убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

 

Но и так, почти у гроба,

Верю я, придет пора,

Силу пошлости и злобы

Одолеет дух добра.

 1959

 

Так и случилось, как предвидел поэт. По прошествии многих лет роман «Доктор Живаго» наш читатель всё-таки увидел. Книга, в которой писатель поднимает важнейшие вопросы бытия, особенно остро встающие в переломные моменты истории, и сегодня вызывает интерес и споры.

 

Нобелевская премия тоже была возвращена Борису Пастернаку. Но возвращена уже посмертно, в 1989 году.

Открытая травля поэта не прошла для него бесследно: вскоре он заболел тяжелой неизлечимой болезнью и умер 30 мая 1960 года.

Однако почти до самой смерти Пастернак продолжал работать. В 1959 году вышла книга его стихотворений «Когда разгуляется» и последним, увы, незавершённым его трудом стала драма «Слепая красавица» из русской истории ХIХ века.

 

Центр чтения приглашает читателей библиотеки на выставку книг о жизни и творчестве Бориса Леонидовича ПАСТЕРНАКА, день рождения которого отмечается в эти февральские дни. На выставке «Поэзия на все времена» представлены: Собрание сочинений в 5 томах, большое количество избранной поэзии, прозаические произведения, в том числе роман «Доктор Живаго». Большой интерес представляют воспоминания исследователя немецкой и русской литературы, друга юности Пастернака Николая Вильмонта, воспоминания старшего сына Пастернака – Евгения, дневник автора его скульптурного портрета Зои Масленниковой, а также переписка поэта с Мариной Цветаевой, Ариадной Эфрон, Варламом Шаламовым, с первой женой – Евгенией Пастернак и многими другими. Обращаем внимание читателей и на биографическую книгу Д. Быкова «Борис Пастернак», которая в 2006 году стала победителем Национальной литературной премии «Большая книга».

Произведения Бориса Пастернака известны даже тем, кто не очень увлечён поэзией. Кто же не слышал или не читал его стихов: «Во всём мне хочется дойти…», «Никого не будет в доме…», « Мело, мело по всей земле…», «Быть знаменитым некрасиво…», «Любить иных тяжелый крест…», «Красавица моя, вся стать…», «Рождественская звезда»?! Предлагаем окунуться в неповторимый мир Пастернака. Уверены, что каждый из читателей найдет «свое» стихотворение, поскольку лирика поэта принадлежит по праву к вершинам русской поэзии, а роман «Доктор Живаго» – самый популярный русский роман ХХ столетия.

 

Представляем читателям более подробно некоторые книги выставки:

 

Пастернак Б. Л. Избранные сочинения / Составитель и комментатор Е. В. Пастернак. – Москва : «РИПОЛ КЛАССИК», 1998.

 

В сборник вошли стихи из сборников «Поверх барьеров», «Сестра моя – жизнь», «Темы и вариации», «Когда разгуляется», стихи разных лет, стихотворения Юрия Живаго, автобиографический очерк «Люди и положения». А также переводы Шекспира, Байрона, Гёте, Тагора, Рильке и других поэтов. Интересны подробные комментарии.

 

Пастернак Б. Л. Доктор Живаго : роман. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2005.

 

В книге писатель воскрешает события революции и гражданской войны. Судьбы героев романа – сложные, порой трагические – как бы вбирают в себя сложность и трагизм времени.

Роман вызывает интерес и споры о герое-интеллигенте. История жизни и смерти Юрия Живаго явлена миру, по словам Пастернака, для того, чтобы ещё раз «тайная струя страданья согрела холод бытия».

 

Пастернак Б. Л. Люди и положения : повести, статьи, драматические произведения. – Москва : Эксмо, 2008.

 

В повестях, насыщенных автобиографическими сведениями, в неоконченных произведениях обращает на себя внимание необычный ритм его фраз, словно перешедших в прозу из стихов. В статьях, заметках о поэтах и о работе переводчика автор высказывает свои эстетические взгляды, представления об искусстве, о месте творца в мире и истории. В книгу включены также драматические отрывки, представляющие читателю ещё одну грань творчества Бориса Пастернака.

 

Быков Д. Л. Борис Пастернак. – 2-е издание, исправленное. – Москва : Молодая гвардия, 2006. – (Жизнь замечательных людей: Серия биографий).

 

Эта книга – о жизни и творчестве Б. Пастернака; объяснение в любви к герою и миру его поэзии. Автор не прослеживает скрупулезно изо дня в день путь своего героя, он пытается восстановить для себя и читателя внутреннюю жизнь поэта, столь насыщенную и трагедиями, и счастьем.

Читатель оказывается сопричастным главным событиям жизни Пастернака, социально-историческим катастрофам, которые сопровождали его на всём пути, тем творческим связям и влияниям, явным и сокровенным, без которых немыслимо бытование всякого талантливого человека. В книге даётся новая трактовка романа «Доктор Живаго», сыгравшего столь роковую роль в жизни его создателя.

 

Вильмонт Н. Н. О Борисе Пастернаке : воспоминания и мысли. – Москва : Советский писатель, 1989.

 

В своих воспоминаниях друг юности Пастернака Н. Вильмонт не только рассказывает о событиях тех лет, о людях, близких тогда Пастернаку, но и интересно комментирует многие произведения поэта.

 

Существованья ткань сквозная. Борис Пастернак. Переписка с Евгенией Пастернак (дополненная письмами к Е.Б. Пастернаку и его воспоминаниями). – Москва : Новое литературное обозрение, 1998.

 

Переписка Бориса Пастернака с его первой женой составлена его старшим сыном и сопровождается его воспоминаниями об обстановке, в которой протекала семейная жизнь его родителей.

Лирическая высота любовной трагедии не снижена переданными в письмах тяжестью нищенского быта коммунальной квартиры 1920-х годов и трудностями свободной творческой работы писателя и художницы, которые стали в конце концов причиной их расставания.

Мучительные годы бездомности и взаимных обид, пережитые обоими, позволили им вскоре построить свои отношения по-новому, на иных основах глубокого доверия и дружбы друг к другу, которые они пронесли через всю жизнь.

 

Баевский В. С. Пастернак : в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – Москва : Издательство МГУ, 2002. – (Перечитывая классику).

 

В книгах серии «Перечитывая классику» содержится современный анализ произведений, входящих в школьные программы по литературе. Серия предполагается как база современных знаний по русской литературе, необходимая для сдачи школьных экзаменов и поступления в любой вуз.

Эта книга посвящена творчеству Бориса Пастернака. Автор рассказывает также и о необыкновенной личности и сложном жизненном пути лауреата Нобелевской премии

Книга адресована учителям школ, лицеев, гимназий, старшеклассникам, абитуриентам, студентам, специалистам-филологам и всем, кто любит творчество Пастернака.

 

Приглашаем любителей поэзии в Центр чтения!

 

Следующая выставка будет посвящена жизни и творчеству Евгения Абрамовича БАРАТЫНСКОГО, день рождения которого будет отмечаться 2 марта текущего года.

 

ЧИТАЙТЕ И ПЕРЕЧИТЫВАЙТЕ КЛАССИЧЕСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ!

 

Русский