2 марта родился Евгений Абрамович БАРАТЫНСКИЙ (1800-1844), один из крупнейших русских поэтов эпохи романтизма.
РАЗУВЕРЕНИЕ
Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!
Слепой тоски моей не множь,
Не заводи о прежнем слова,
И, друг заботливый, больнова
В его дремоте не тревожь!
Я сплю, мне сладко усыпленье;
Забудь бывалые мечты:
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.
Известный романс М. Глинки на слова Евгения Баратынского любим многими почитателями этого жанра песенного творчества. Поэзия Баратынского с присущей ей лирической углубленностью и оригинальностью привлекала внимание многих композиторов. У него был собственный голос в поэзии, и голос этот был элегический. Силу дарования Баратынского зорко подметил Пушкин, оценив в нём именно элегического поэта. По отзыву Пушкина, «в этом роде он первенствует». Один из лучших элегических романсов на слова Баратынского упомянутый «Разуверение». На тексты поэта писали музыку А. Даргомыжский («Поцелуй»), К. Вильбоа («Возвращение»), В. Кашперов («Очарованье красоты…»), А. Танеев («Весна, весна! Как воздух чист…») и другие композиторы. Элегии Баратынского приобрели наибольшую известность и были высоко оценены современниками.
Выдающийся поэт пушкинской эпохи Евгений Абрамович Баратынский (Боратынский) в сознании современников был неразрывно связан с Пушкиным, его имя обычно называлось вслед за пушкинским. Романтик, проницательный лирик, самобытный мыслитель, художник-философ, один из самых оригинальных поэтов своего времени, сумел обрести «лица необщее выраженье», хотя трудно было быть литературным современником Пушкина и сохранить творческую самостоятельность. «Он шёл своею дорогой один и независим», – писал о Баратынском Пушкин, высоко ценя его творчество и неоднократно подчёркивая его оригинальность.
Русские поэты Серебряного века – В. Брюсов, А. Блок и другие считали Баратынского своим духовным предтечей.
Родился Евгений Баратынский (Боратынский) 19 февраля (2 марта н.с.) 1800 года в Тамбовской губернии в небогатой дворянской семье. Поэтическое дарование проявилось довольно рано и было сразу оценено Дельвигом, тогда же завязались приятельские отношения с Пушкиным и Кюхельбекером. В печати появились первые произведения: послания «К Креницыну», «Дельвигу», «К Кюхельбекеру», элегии, мадригалы, эпиграммы. В 1920 году была напечатана поэма «Пиры», принесшая автору успех. Но истинный успех выпал на долю поэта с выходом первого сборника стихов 1827 года. Пушкин назвал Баратынского «одним из первоклассных наших поэтов».
Политическая ситуация тех лет не могла не отразиться в стихах Евгения Баратынского. Он не был декабристом, но его захватили их идеи, которые отразились в элегии «Буря» (1825), в эпиграмме на Аракчеева, а позднее в «Стансах» (1828):
БУРЯ
Завыла буря; хлябь морская
Клокочет и ревет, и черные валы
Идут, до неба восставая,
Бьют, гневно пеняся, в прибрежные скалы.
Чья неприязненная сила,
Чья своевольная рука
Сгустила в тучи облака
И на краю небес ненастье зародила?
Кто, возмутив природы чин,
Горами влажными на землю гонит море?
Не тот ли злобный дух, геенны властелин,
Что по вселенной розлил горе…?
После разгрома восстания декабристов изменилась общественная жизнь в России, что наложило отпечаток на поэзию Баратынского. На первый план теперь вышло философское начало, темы великой скорби, одиночества («Последняя смерть», «Недоносок», «На что вы, дни», «К чему невольнику мечтания свободы?..»). К тому же Баратынский лишился многих друзей, его словно лишили стимула к творчеству:
Но все проходит. Остываю
Я и к гармонии стихов –
И как дубрав не окликаю,
Так не ищу созвучных слов.
Тем не менее, в 1835 году вышел ещё один сборник его стихов, к сожалению, большого успеха не имевший. Последней прижизненной книгой Баратынского стал сборник, озаглавленный символически «Сумерки», вышедший в 1842 году. Поэт отдается своему пессимизму, окрашивающему в мрачные тона всё, что он видит. Но он не был бы таким значительным поэтом, если бы только воспевал грусть, не умея дать ей анализ. К счастью, он был поэтом мысли, и в этом проявилась подлинная сила его дарования.
Творчество и судьба Е. А. Баратынского представляет одну из интереснейших и драматических страниц русской классики: ранняя слава, затем забвение, затем снова слава, снова забвение и снова слава. В культовом советском фильме «Доживём до понедельника» есть такой примечательный эпизод: главный герой, роль которого играет Вячеслав Тихонов, читает стихи Баратынского:
…Невластны мы в самих себе
И, в молодые наши леты,
Даём поспешные обеты,
Смешные, может быть, всевидящей судьбе.
Коллега – учительница русского языка и литературы – не признав автора, заявляет, что это поэт второстепенный и знать его необязательно. На что учитель истории с уверенностью в голосе говорит, что его уже опять перевели в первостепенные. Такова трудная судьба творческого наследия Баратынского, пересмотренного неоднократно.
Приглашаем в Центр чтения на выставку книг Е. А. Баратынского, интерес к творчеству которого в последнее время, действительно, значительно возрос. Его неподражаемая лирика снова находит отклик в сердцах современного читателя. Загадочный дух его поэзии можно разгадывать бесконечно – такова судьба любого подлинного поэта. К нему можно обращаться великое множество раз, открывая для себя что-то новое и близкое своему времени. Уверены, что среди читателей библиотеки найдётся понимающий читатель, который сумеет по достоинству оценить талант великого русского поэта.
На выставке представлено множество сборников произведений Е. А. Баратынского, его письма, Летопись жизни и творчества поэта, литературоведческие книги о его жизни с анализом художественного наследия, художественная произведение о поэте Дм. Голубкова «Недуг бытия» и много других изданий, раскрывающих ту или иную сторону художественной деятельности поэта.
Традиционно рекомендуем наиболее интересные издания, представленные на выставке:
Струны, звучные певца : стихотворения. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1988.
Книга избранных стихотворений одного из лучших русских поэтов. Стихи расположены в хронологическом порядке, таким образом читатель может проследить творческую эволюцию поэта. Предваряет сборник небольшая вступительная статья о творчестве Баратынского, которая написана К. Пигаревым.
Избранное. Всемирная библиотека поэзии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
В сборник вошли поэмы «Пиры», «Эдда», «Переселение душ», «Песня», «Бал», «Телема и Макар», «Цыганка», оригинальные стихотворения и стихотворения, написанные в соавторстве с другими поэтами.
Для широкого круга читателей.
Как не любить родной Москвы! : стихотворения, поэмы, проза, письма; современники и потомки о Боратынском / составитель и вступительная статья В. Б. Муравьёва. – Москва : Русскiй мiръ, 2002. – (Большая Московская Библиотека).
В настоящем сборнике избранных произведений Е. А. Боратынского представлены стихотворения, поэмы, проза, письма. Раздел «Современники и потомки о Баратынском» состоит из статей и отзывов поэтов и критиков ХIХ-ХХ веков: наряду с хрестоматийными работами А. С. Пушкина, В. Г. Белинского, И. В. Киреевского сюда вошли малоизвестные статьи И. А. Бунина, В. Я. Брюсова, Ю. Н. Верховского и других авторов.
Летопись жизни и творчества Е. А. Боратынского. 1800-1844. – Москва : Новое литературное обозрение, 1998.
Эта книга является опытом хронологической систематизации всех известных к сегодняшнему дню фактов жизни и творчества великого русского поэта. Более половины из 1400 дат Летописи – это даты либо уточнённые, либо впервые введённые в научный оборот. Зафиксированы все документально подтверждаемые случаи общения Боратынского с А. С. Пушкиным, А. А. Дельвигом, П. А. Вяземским, В. А. Жуковским, И. В. Киреевским и другими писателями первой половины ХIХ века. В летопись включены полные тексты всех известных к настоящему времени писем поэта.
Тризна: Книга о Е. А. Боратынском. – Санкт-Петербург; Москва : Летний сад, 2000.
Требовательному читателю для лучшего понимания тех или иных сторон художественной деятельности поэта и выработки собственного о ней мнения полезно познакомиться с современными историко-литературными публикациями. К таковым относиться книга Е. Лебедева.
Автор совмещает рассказ о жизни Боратынского с анализом его художественного наследия. Опираясь на исследования предшественников, Е. Н. Лебедев предлагает ряд новых толкований сложной и многоплановой поэзии Боратынского.
Книга рассчитана на широкий круг русской классической поэзии.
Недуг бытия. Хроника дней Евгения Баратынского. – Москва : Советский писатель, 1974.
Роман «Недуг бытия» – это большой исследовательский труд Д. Голубкова, в котором глубоко, красочно, художественно убедительно воссоздана им правдивая, полная внутренних социальных противоречий картина жизни русского общества первой половины девятнадцатого века. На фоне этой широкой картины перед читателями возникает яркий образ Евгения Баратынского.
Боратынский : в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – Москва : Издательство МГУ, 1999. – (Перечитывая классику).
В книгах серии «Перечитывая классику» содержится современный анализ произведений, входящих в школьные программы по литературе.
Творчество Боратынского довольно трудно осмыслить юному читателю. Автор данного пособия, не обходя самых сложных вопросов творчества поэта, говорит о них просто и понятно. Наибольшее внимание уделено анализу произведений, изучаемых в школе и вузе. Несмотря на малый объём книги, здесь дано целостное представление о поэзии Боратынского, раскрываются религиозные основы его творчества, связь этого европейски образованного поэта с родной землёй.
Это первая литературоведческая работа о Боратынском, непосредственно адресованная учителям школ, лицеев, гимназий, студентам, абитуриентам. Она будет интересна также специалистам-филологам и все, кто любит русскую поэзию.
Приглашаем любителей поэзии в Центр чтения!
Следующая выставка будет посвящена жизни и творчеству Николая Степановича ГУМИЛЁВА, день рождения которого будет отмечаться 15 апреля текущего года.
ЧИТАЙТЕ И ПЕРЕЧИТЫВАЙТЕ РУССКУЮ КЛАССИЧЕСКУЮ ПОЭЗИЮ!
- 6853 просмотра