ПОЭЗИЯ НА ВСЕ ВРЕМЕНА: Александр БЛОК

16.11.2019 | 14499 просмотра(ов)

16 (28 ноября) 1880 года родился Александр Александрович БЛОК (1880-1921), классик русской литературы, поэт Серебряного века.

Есть минуты, когда не тревожит

Роковая нас жизни гроза.

Кто-то на плечи руки положит,

Кто-то ясно заглянет в глаза…

 

И мгновенно житейское канет,

Словно в темную пропасть без дна…

И над пропастью медленно встанет

Семицветной дугой тишина…

 

И напев заглушенный и юный

В затаенной затронет тиши

Усыпленные жизнию струны

Напряженной, как арфа, души.

 

Александр Александрович Блок! Судьба наградила его всем: красотой и умом, силой и великодушием. Гений, обладающий прозрением мысли, он врос в своё время и время это уже невозможно представить себе без его песни.

Он и сейчас как бы стоит у истоков своей жизни и говорит перед лицом всего мира:

О, весна без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита.

Так он понимал мир, его судьбу и своё назначение в этом мире. Так, вопреки всему, он видел и славил жизнь и никогда не изменял этому высокому оптимизму, даже на краю морока и мрака он чувствовал «неслыханные перемены, невиданные мятежи». Он был истинным поэтом, а истинная поэзия всегда имеет свойство заглядывания вперёд.

Родился поэт 16 (28 н.с.) ноября 1880 года в Петербурге в дворянской семье. К сожалению, его отец, профессор права Варшавского университета, и мать, страстная любительница литературы и переводчица, расстались сразу после рождения сына. Детские годы Блока прошли в семье деда, известного ботаника А. Бекетова, некоторое время бывшего ректором Петербургского университета. Это была семья высокой культуры, где практически все (бабушка и все её дочери, в том числе и мать Блока) занимались литературной деятельностью: переводили, сочиняли, писали стихи. Александр, оберегаемый от малейших соприкосновений с внешним миром, с «грубой жизнью», рос сосредоточенным, углублённым в себя. Всё лето проводил в подмосковном имении деда – Шахматово. Тайком писал стихи, показывая их только матери, которая на всю жизнь осталась для него самым близким человеком.

По окончании гимназии поступил вначале на юридический факультет Петербургского университета, затем перешёл на историко-филологический, который благополучно окончил в 1906 году.

В ранние годы своего творчества под влиянием философии и поэзии Владимира Соловьёва Блоком овладели возвышенно-романтические и мистические переживания. Мировая душа, «единая внутренняя природа мира», по Вл. Соловьёву, призвана спасти земной шар и духовно обновить человечество. Именно эта сторона соловьёвской проповеди особенно увлекла Блока и отразилась в его юношеской лирике:

 

Небесное умом не измеримо,

Лазурное сокрыто от умов,

Лишь изредка приносят серафимы

Священный сон избранникам миров.

 

И мнилась мне Российская Венера,

Тяжёлою туникой повита,

Бесстрастна в чистоте, нерадостна без меры,

В чертах лица – спокойная мечта.

 

Она сошла на землю не впервые,

Но вкруг нее толпятся в первый раз

Богатыри не те, и витязи иные…

И странен блеск ее глубоких глаз…

 

В 1903 году Александр Блок женился на Любови Менделеевой, дочери химика Д. Менделеева, в следующем же году вышла первая книга стихов поэта «Стихи о Прекрасной Даме», в которой он выступил как тонкий лирик, воспевающий свою возлюбленную, несравненную Даму. Дальнейшие взаимоотношения Блока и Любови Дмитриевны были сложными, исполненными трагизма. Тем не менее через многие мятежные годы, несмотря на все свои увлечения другими женщинами, уставший, измученный жизнью Блок в минуты тоски и одиночества вновь будет звать на помощь свою Единственную Офелию.

События революции 1905 года, конечно же, наложили отпечаток на литературу того времени, пробудив в ней темы протеста, социальной активности. Откликнулся на революцию и Блок стихами «Митинг», «Вися над городом всемирным…», «Шли на приступ. Прямо в грудь…». В это период Блок выступал как поэт-символист (от греч. simbolon – знак, символ. Слово «символ» в традиционной поэтике означает «многозначное иносказание»; в поэзии символизма он передаёт индивидуальные, часто сиюминутные представления поэта).

Вторая книга «Нечаянная радость», в которую вошли такие стихи, как «Незнакомка», «Девушка пела в церковном хоре…» и другие сделала имя Блока популярным. Далее поэтическая слава Блока росла, чему способствовали сборники стихов «Вольные мысли» (1907), «Земля в снегу» (1908), цикл «На поле Куликовом» (1908).

В эти годы Блок решительно пересмотрел свои общественные и художественные взгляды, изменил прежнее отношение к современной реалистической литературе, которую декаденты ставили вне границ «подлинного» искусства. Это было встречено символистами в штыки. Острый конфликт не обезоружил поэта, наоборот, переживания тех лет разбудили могучие творческие силы, привели к созданию таких произведений, как драма «Роза и Крест», «Соловьиный сад», «Возмездие». Раздумья в этих стихах касаются великих тем: жизнь, история и человек, культура, Россия и революция.

Крушение царской России обрадовало Блока, но установившийся режим разочаровал его, так как не принёс народу избавления от войны, которая продолжалась. Лозунги большевиков: конец войне, всеобщий мир, земля народу – привлекли Блока. Наступившую Октябрьскую революцию он принял сразу. В 1918 году была написана гениальная поэма «Двенадцать», стих «Скифы» и статья «Интеллигенция и Революция». Блок заявил о своей готовности сотрудничать с молодой советской властью: трудился в различных комиссиях, издательствах и так далее. Но чем дальше, тем больше его тяготили эти разнообразные обязанности, он испытывал резкий упадок духовных сил: ему казалось, что революция «теряет крылья», новое иногда казалось ему чуждым и малопонятным.

Кроме того, надо было иметь много душевных сил, чтобы выдержать ту злобную травлю, какую развернула против него антиреволюционно настроенная интеллигенция, в том числе и писатели.

Весной 1921 года появились признаки тяжёлой болезни сердца, от которой 7 августа Александр Блок скончался, прожив короткую жизнь – всего сорок лет.

Сегодня, когда ХХ век позади, по-новому воспринимается творческое наследие многих поэтов. Опять, как в 1910-1920-е годы, выделяется на многообразном и пёстром фоне литературы этих исторических десятилетий поэтический голос Александра Блока – его глубокое предчувствие перспективы истории, способность расслышать в звуках современности голос грядущего, а также его дар мыслителя и поэта-пророка.

Необычайный интерес читателей ко всему, что связано с именем Блока, был всегда. Об этом свидетельствует и обширный материал о жизни и творчестве поэта, которым располагает книжный фонд Национальной библиотеки имени С. Г. Чавайна, в частности, Центр чтения. Здесь имеется Полное собрание сочинений поэта в шести томах (Ленинград, 1983), Сочинения в двух томах (Москва, 1955), множество томов избранных произведений, немало биографических материалов, в том числе книги известных исследователей творчества поэта, воспоминания о поэте современников, а также письма, отрывки из дневников и записных книжек поэта.

Весь материал представлен на выставке, посвящённой дню рождения Александра Блока, которая будет работать в Центре чтения в течение всего ноября месяца. Наиболее интересные издания традиционно представляем вниманию наших читателей:

 

Блок А. А. Собрание сочинений : в 6 томах. – Ленинград : Художественная литература, 1980 – 1982.

 

В первый том включены главные лирические циклы молодого Блока («Ante Lucem», «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья», «Город», «Пузыри земли»), поэмы («Ее прибытие» и «Ночная Фиалка»), а также другие стихотворения, написанные в те же годы, и переводы из Горация, Байрона, Леконта.

Во второй том включена лирика поэта, в том числе циклы «Снежная маска», «Вольные мысли», «На поле Куликовом», «Итальянские стихи», «Пляски смерти», «Кармен» и другие, а также поэмы «Соловьиный сад», «Возмездие», «Двенадцать» и переводы из Г. Гейне, Аветика Исаакяна, Плудоникса и финской поэзии.

Третий том составляют оригинальные драматические произведения Блока: «Балаганчики», «Король на площади», «Незнакомка», «Песня Судьбы», «Роза и Крест», «Рамзес» и другие.

Четвёртый том содержит избранные литературно-критические и публицистические очерки, статьи и речи: «О театре», «Народ и интеллигенция», «О современном состоянии русского символизма», «Интеллигенция и Революция», «Искусство и Революция» и другие.

Пятый том составляют произведения автобиографического и отчасти мемуарного характера, а также документально-публицистическая работа «Последние дни императорской власти».

Том шестой составили избранные письма А. Блока. Это историко-литературные документы, помогающие глубже понять и личность поэта и эпоху, в которой протекала его литературная деятельность.

 

Блок А.. Предчувствую Тебя : стихотворения. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2001.

Сборник лирики поэта состоит из двух разделов. Первый включает стихи, посвящённые невесте, потом – жене Любови Дмитриевне Менделеевой-Блок. Во втором разделе собраны стихи, начиная с юношеской лирики и кончая последним великим его стихотворением – «Пушкинскому Дому».

 

Орлов Вл. «Здравствуйте, Александр Блок». – Ленинград : Советский писатель, 1984.

В книге известного исследователя творчества Блока В. Н. Орлова две части. В первой – собраны статьи и заметки о Блоке, а также новые материалы из личного собрания автора, подготовленные в блоковском юбилейном 1980 году, вторая часть – вышедшая в 1980 году книга «Поэт и Город (Александр Блок и Петербург)».

 

Максимов Д. Поэзия и проза Александра Блока. – Ленинград : Советский писатель, 1981.

Книга Д. Е. Максимова – результат его многолетних исследований и размышлений о творчестве А. Блока. Автор в качестве центральной рассматривает проблему своеобразия творческого пути Блока, духовного и художественного смысла этого пути. В книгу включены также очерки о связях Блока с его современниками.

 

Блок А. А. Записные книжки. – Москва : ВАГРИУС, 2000.

Записные книжки – обширный и важный раздел литературного наследия поэта. Они позволяют наиболее глубоко проникнуть в его «творческую лабораторию», помогают наглядно представить, как возникает ещё самый первый, мгновенный проблеск творческой мысли, как наполняется он содержанием и приобретает форму, превращаясь в художественную плоть.

 

Александр Блок: pro et contra. – Санкт-Петербург : РХГИ, 2004. – (Русский путь).

Критическая антология представляет личность и творчество Александра Блока в контексте идейно-эстетической полемики между различными литературными, общественными и философскими направлениями первой трети ХХ века. В восьми разделах книги рассмотрена история восприятия и оценки творчества поэта в её наиболее драматических моментах, которые отражают историю русского самосознания эпохи «серебряного века».

Книга рассчитана на студентов, аспирантов и всех, интересующихся литературным процессом начала ХХ века.

 

«Я лучшей доли не искал…» (Судьба А. Блока в письмах, дневниках, воспоминаниях). – Москва : Правда, 1988.

Сборник составлен из документальных материалов, связанных с жизнью и творчеством Блока. В него вошли письма поэта, воспоминания о нём, отрывки из дневников и записных книжек. Произведения великого поэта в сборнике представлены «Автобиографией» и статьями, в том числе статьёй «О назначении поэта» – духовным завещанием Блока потомкам.

Три главы книги – «Эта юность, эта нежность», «Не может сердце жить покоем», «Искусство и революция» – охватывают четыре десятилетия жизни А. Блока. Главы расположены в хронологической последовательности.

 

Блок А. А. Письма к жене. – Москва : Наука, 1978.

В настоящем издании опубликован один из наиболее значительных эпистолярных циклов Александра Блока – 317 его писем к невесте, а затем жене – Любови Дмитриевне Менделеевой-Блок. Письма к жене – исключительно ценная часть эпистолярного наследия поэта, которое в общей сложности составляет более 2500 писем.

Письма Блока к жене – духовная исповедь поэта. Будучи глубоко личными, они вместе с тем почти не касаются интимных подробностей или мелких семейных дел. Они написаны на ином, более высоком уровне. Эпоха, современная Блоку, отражается не только в его лирике, драматургии, публицистике, но также в его переписке с женой.

Семейная драма, привычка жить в разлуке не разрушили духовной связи между Блоком и его женой. Письма 1907-1917 свидетельствуют о том, что поэт по-прежнему доверяет Любови Дмитриевне самые сокровенные чувства и настроения.

 

Приглашаем любителей поэзии в Центр чтения!

Следующая выставка будет посвящена жизни и творчеству Фёдора Ивановича ТЮТЧЕВА, день рождения которого приходится на 5 декабря.

ЧИТАЙТЕ И ПЕРЕЧИТЫВАЙТЕ РУССКУЮ КЛАССИЧЕСКУЮ ПОЭЗИЮ!

Русский