«Поэт в России больше, чем поэт…»

02.06.2020 | 1793 просмотра(ов)

Всемирный день поэзии, учрежденный ЮНЕСКО в 1999 году, ежегодно отмечается 21 марта. Но в сознании русских людей ДЕНЬ ПОЭЗИИ неразрывно связан с днем рождения величайшего поэта всех времен и народов Пушкина.

6 июня вся Россия в едином порыве взахлеб читает стихи… Это и стихи Александра Сергеевича, и стихи других замечательных русских поэтов, которых в нашем отечестве великое множество…  

В преддверии дня рождения главного поэта страны мы начинаем цикл публикаций, посвященных русской поэзии и судьбам русских поэтов.

Поэзии в России, как, впрочем, и всей русской литературе в целом, изначально была уготована совершенно иная судьба, нежели литературе западной. Практически с первых же шагов своего существования отечественная литература вступила с государственной властью в борьбу за право определять характер задач, стоящих перед державой, а также предлагать пути их решения.

«Давать уроки царям» - именно в этом  сверхвысокий социальный и культурный статус русской литературы, в этом - один из высочайших смыслов русской поэзии. А это уже действительно гораздо больше, чем просто стихосложение.

Вторая половина 18-начала 19 веков отчетливо фиксируют в нашем сознании пары, состоящие из поэта и императора:

1) Елизавета Петровна и Михаил Васильевич Ломоносов.

Впрочем, Ломоносова в собеседники Елизавете определили скорее потомки. Документально это не очень-то подтверждено.

Но в дальнейшем отношения между самодержцами и их «главными» литераторами документируются легко и обильно.

2) Екатерина Великая и Гавриил Романович Державин.

3) Александр I Павлович и Николай Михайлович Карамзин.

4) Николай I Павлович и Александр Сергеевич Пушкин.

При этом в каждой следующей паре отношения «царь – поэт» становились все равноправнее, напряженнее и конфликтнее.

Так Державин стал кабинет-секретарем Екатерины Алексеевны благодаря исключительно своему поэтическому дарованию и считал, что он вправе спорить, причем, весьма пылко, с императрицей по служебным вопросам и настаивать на своем. Однажды в пылу подобного спора Екатерина была вынуждена «колокольцем вызвать своего камердинера и попросить его поприсутствовать, ибо этот господин (Державин) дает слишком много воли рукам своим…». 

Карамзин и Александр I частенько совершали многочасовые прогулки тет-а-тет, в ходе которых Николай Михайлович совершенно невозбранно, впрочем, и вполне бесплодно, подвергал беспощадной критике государственные установления своего царственного собеседника.

Пушкин в ходе первой аудиенции у Николая I сел на стол и объявил государю, что очень хотел бы быть на Сенатской площади вместе с мятежниками. После чего был «удостоен высочайшего благоволения», получив в лице императора личного цензора. Позднее Николай пытался даже лично вмешиваться в семейные дела своего первого поэта, считая их делом государственной важности.

Правда, самые первые попытки литературы отстоять хотя бы относительную независимость оканчивались весьма плачевно. Когда в 1740 году Тредиаковский В.К. попытался гордо отказаться писать эпиталаму на устроенную императрицей Анной Иоанновной шутовскую свадьбу, его приказали подвергнуть свирепому и унизительному телесному наказанию. Жестоко избитый поэт сочиняет-таки стихотворение «Здравствуйте, женившись, дурак и дура…».  Этот демарш поэта был одновременно и героическим, и жалким.

Однако процесс пошел…

Постепенно изящная словесность и ее создатели осознавали свой высочайший статус. Спустя всего лишь 8 десятилетий совсем еще юный Пушкин уверенно назовет себя «эхом русского народа», а поэзию определит как пророчество – и ни граммом меньше.

Так и повелось, что поэзия в России – это больше, чем поэзия, а русский поэт, соответственно, больше, чем поэт. И жизнь его, по определению, не могла быть тихой, благополучной, лишенной страданий и сложных философских раздумий  «о судьбах своей родины».

Более того, жизнь настоящего русского поэта чаще всего была очень недолгой и оканчивалась весьма драматично.

Подтверждение этому тезису читатели найдут в книгах известных литературоведов, повествующих о непростых и часто трагических судьбах поэтов в России: Кантемира и Тредиаковского, Рылеева и Грибоедова, Пушкина и Лермонтова, Батюшкова и Баратынского,  Блока и Гумилева, Есенина и Маяковского, Бродского и Высоцкого… Кстати, в фондах библиотеки имеется также огромная коллекция книг из знаменитой серии «ЖЗЛ», многие из которых посвящены русским поэтам.

Продолжение следует.

 

Нагибнева И.Н., главный библиотекарь Центра чтения.

Русский