«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…» (научные методы в современном искусстве)

08.02.2021 | 282 просмотра(ов)

Считается, что наука и искусство — это два огромных мира, развивающиеся по разным законам и говорящих на разных языках. Однако в каждой эпохе найдется технологическое достижение или научное открытие, так или иначе связанное с искусством. К примеру, изобретение масляных красок, увеличительных стёкол, фотоаппарата, появление теории относительности – всё приводило к революции в искусстве. Но чем больше росло влияние науки на жизнь людей, тем сильнее становилось беспокойство, что её развитие приведёт к гибели искусства. В XVIII и XIX столетиях об этом писали Дидро и Гегель, а в 60-70 годы XX века в СССР вспыхнула дискуссия о роли искусства в эпоху научно-технической революции между «физиками» и «лириками». «Физики» утверждали, что в наступившей эре господства разума искусство не имеет влияния на прогресс и умирает в силу своей бесполезности. Оскорблённые «лирики» предлагали безжизненный мир научной рациональности наполнить живыми человеческими чувствами. Отголоски этих споров можно услышать и по сей день, но это не мешает учёным и художникам вступать в диалог полезный для обеих сторон. Ведь не секрет, что среди людей, обладающих научным складом ума, немало таких, что превращают в творчество любую науку, а творческие личности нередко совмещают в себе гениальный ум ученого и талант художника. Пабло Пикассо считал свою работу над произведением искусства исследовательской и наравне с Альбертом Эйнштейном ставил перед собой задачу переосмыслить привычные представления о пространстве и времени. В последние десятилетия новые изобретения во многом изменили искусство. Художники, создавая произведения, всё реже берутся за кисть, а используют научные методы. Любители искусства с удивлением открывают для себя новые, способные изменить наше восприятие мира направления, совмещающие в себе искусство и науку. Мы предлагаем вам познакомиться с некоторыми из них.

При создании видеокомпозиции были использованы материалы из открытых источников, а также из фондов Национальной библиотеки им. С. Г. Чавайна.

Информацию подготовила О. А. Сокольникова, главный библиотекарь отдела литературы по искусству.

 

Русский