НОВОСТНАЯ ПЯТНИЦА. Патриотическое воспитание в мире цифровых технологий

06.05.2022 | 590 просмотра(ов)

Сегодня не только актуально, но и модно, как считает священник (протоиерей), настоятель Крестовоздвиженского собора города Калининграда Сергей Коротких,  говорить о патриотическом воспитании. Своими взглядами на эту тему он делится в научно-просветительском журнале «Духовно-нравственное воспитание» (№ 2 за 2022 год).

Безусловно, эта тема очень важна, но и в условиях современной тотальной ценностной дезориентации она более чем когда-либо сложна в определении ориентиров патриотического воспитания. Для того чтобы должным образом определить ориентиры, необходимо помнить о сущности самого понятия, исходя из его этимологии.
Напомним, что слово «патриотизм» происходит от греческого «патэра» - отец или «патрис» – Отечество. Таким образом, патриотизм – это приверженность достоянию, переданному нам нашими отцами: мировоззрению отцов, вере отцов, культуре отцов, заветам отцов.
Патриотизм необходимо рассматривать не только в его ретроспективе (т. е. «земля предков, достояние предков»), но и его перспективе (т. е. «земля потомков, достояние потомков»). Патриотизм рождается в сердце того человека, который не только чтит память предков и историю Отечества, но и верит в светлое будущее своих потомков на своей земле, в своей стране, среди своего народа.
Воспитание патриотизма требует обеспечения конкретных условий:

1) возможность получения достойного, человеческого (от человека к человеку, глаза в глаза, от сердца к сердцу, не дистанционного – очного) образования;

2) обеспечение импортозамещения в образовании через возвращение к вековым отечественным (а точнее, вечным) ценностям и традициям образования;

3) защита потомства от нравственного разложения насаждающимися нетрадиционными, маргинальными псевдоценностями и гарантии духовно-нравственного развития и воспитания на основе базовых национальных ценностей;

4) защита потомства от расчеловечивания, то есть от превращения человека в функцию, в ресурс, обеспечивающий эффективное функционирование индустрии будущего;

5) обеспечение каждому гражданину гарантий обладания собственной (личной, фамильной) долей национального дохода (наделом земли, имуществом, культурными и социальными возможностями);

6) формирование достойного образа будущего для многонационального народа России и нацеленность государства и общества на практическое достижение этого образа.

Что касается нарастания цифровизации процесса обучения с активным включением дистанционных форм, распространение практики рейтингования школ с использованием цифровых технологий  – всё это может провоцировать тотальный контроль над деятельностью ученика, учителя, администрации и родителей, что приводит к формализации образовательного процесса. В итоге – затрудняется реализация главной функции образования – воспитание и помощь человеку стать Человеком.

В заключение автор утверждает, что патриотическое воспитание гармонично укладывается в парадигму христианского воспитания; православное мировоззрение имеет неисчерпаемый потенциал воспитания гражданской ответственности. Патриотизм проявляется в осознанном, творческом и свободном служении Отечеству и народу, а государство является формой самоорганизации народа во имя его достойного существования и исторического развития. Если же страдают принципы воспитания осознанности, творчества и свободы служения, то не может идти речь о воспитании чувства патриотизма.

 

Материал подготовила заведующая отделом периодических изданий С. Д. Шакирова

 

Русский