НОВОСТНАЯ ПЯТНИЦА. Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге

27.03.2020 | 1294 просмотра(ов)

В журнале «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР» №2 за 2020 год любителей техники заинтересуют страницы истории железных дорог.

В Санкт-Петербурге находятся два железнодорожных музея.

Один из них – Центральный музей железнодорожного транспорта на Садовой, созданный ещё в XIX веке, с деревянными витринами, ковровыми дорожками и множеством моделей. Техника в натуральную величину здесь не помещается.

У Балтийского вокзала расположился второй – Музей железных дорог России, совершенно нового поколения. Занимает музей два здания: старое депо и специально построенный большой новый корпус в виде подковы. В зданиях размещены образцы во всю свою величину, в том числе и самые ценные, которым по сто и более лет. Внутри нового здания находится даже поворотный круг! Есть площадка под открытым небом.

В музее более сотни локомотивов и вагонов, много дореволюционных паровозов и вагонов, немало довоенного советского транспорта. В музее выставлены редкие образцы техники: паровоз серии С, выпущенный в 1917 году, и первый советский тепловоз Щ-ЭЛ-1, сконструированный Я. М. Гаккелем. Вагоны стоят у перрона, и каждый может заглянуть внутрь. Посетителям разрешают забраться в будку паровоза.

Все экспонаты сгруппированы по тематике.

В дореволюционном периоде – старые паровозы и вагоны в прекрасном состоянии, как будто с завода. Служебный вагон Китайско-Восточной железной дороги, на котором предпочитали перемещаться советские начальники, сверкает краской и стеклом. Классическая дрезина-качалка ждёт в тупике.

В советском периоде много различных паровозов и вагонов. На входе в музей посетителей встречает большой паровоз серии СО, второй такой внутри нового здания. В экспозиции два грузовых локомотива типа Э, которые строили более 40 лет заводы разных стран. Здесь можно увидеть и вершину советского паровозостроения – знаменитый ПО36 с колёсами в человеческий рост. Есть и бестопочные паровозы.

Великой Отечественной войне посвящён отдельный перрон. Вот лежит штабель ящиков с американской тушёнкой, встроенный монитор на вагоне, показывающий кинохронику событий войны, внутри вагона находиться экспозиция транспортировки грузов ленд-лиза. В «теплушке» печка-«буржуйка», нары для перевозки бойцов. Есть даже санитарный вагон для раненых.

Окунуться в послевоенную эпоху позволяет вагон старой электрички, двери которой нужно открывать вручную. Есть даже купейный вагон, разрезанный на несколько частей, что позволяет рассмотреть более подробно его внутреннее устройство.

Белые фигуры людей из пластика, напоминающего гипс, дополняют композицию. Вот целая семья с узлами и мешками разместилась у специального дореволюционного вагона, чтобы отправиться на Восток. Дама с зонтиком ожидает посадки в вагон, усталый сцепщик идёт вдоль состава и т.п.

Желающие могут попробовать себя в качестве машиниста тепловоза. В путь можно отправиться на тренажёре. На пути следования «машиниста» ждут различные препятствия: корова на пути, легковой автомобиль на переезде, человек перебегает железную дорогу. На планшете, размером с обеденный стол, можно поводить виртуальный состав. Перекусить во время осмотра экспозиции можно в вагоне-ресторане, где чай вам подадут в стакане с подстаканником – атрибуте всех поездов дальнего следования.

Здесь выставлено не всё, чем располагает музей. Различные локомотивы и вагоны можно разглядеть за забором, которые либо не уместились в музее либо готовятся к экспозиции.

 

Подготовила О. В. Аралова, ведущий библиотекарь отдела периодических изданий Национальной библиотеки им. С. Г. Чавайна

Русский