ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАБИНЕТ ЧАВАЙНА. Взгляд на писателя в период «оттепели»

11.03.2021 | 1251 просмотра(ов)

Представляем вашему вниманию статью о Сергее Григорьевиче Чавайне, которая вышла в «Марийской правде» 5 октября 1958 года и была приурочена к 70-летию со дня рождения писателя. Уникальность этого материала в том, что он вышел в печати впервые после долгого молчания о представителях марийской интеллигенции, подвергшейся репрессиям.
Статья называется «Основоположник марийской литературы». Её автор, Ахмет Асылбаев (1912–1999), литературовед и прозаик, научный сотрудник МарНИИ (ныне – МарНИИЯЛИ имени В. М. Васильева), доступно и откровенно рассказал о непростой судьбе основоположника марийской литературы и его творчестве.
Мы предлагаем прочитать отрывки из этой статьи. Познакомиться с ней полностью можно в Национальной библиотеке имени С. Г. Чавайна.
«Творческий путь Сергея Григорьевича Чавайна охватывает период с 1905 по 1937 годы. За тридцать с лишним лет литературной деятельности писатель создал более ста стихотворений, поэм и песен, восемнадцать пьес, свыше двадцати рассказов, очерков и повестей, роман «Элнет»…
Будучи ещё воспитанником Казанской инородческой учительской семинарии, Чавайн устанавливает тесную связь с тогдашним издателем «Марийских календарей» В. М. Васильевым и в 1908–19010 годах печатает там несколько своих стихотворений. В Казани же он выпускает сборник рассказов и стихотворений и «Книгу для чтения» для третьего класса марийских школ.
До Чавайна никто не создавал литературных произведений на марийском языке…
Чавайн постоянно изучал, осваивал богатства марийской народной словесности, используя её сюжеты, мотивы, образы, её языковое богатство… Чавайн использовал много фольклорных материалов, особенно относящихся к периоду присоединения марийского народа к русскому государству…
В начале 20-х годов только что образованная Марийская область переживала тяжёлый период. Поволжье охватил жестокий голод. До конца 1925 года в нашей области не было книжного издательства и писательской организации, не выпускались журналы. Всё это сдерживало развитие творчества марийских писателей, в том числе и Чавайна…
В 30-х годах значительно расширяется как тематика, так и жанровое богатство творчества Чавайна: появляются его очерки на колхозные и индустриальные темы («Штурм», «Семён и Джон», «Мария Лукерьевна»), историко-революционные драмы и роман («Акпатыр», «Марийская рота», «Элнет»). Писатель стремится шагать в ногу с жизнью, откликаться на важнейшие её события. Ведущим образом в поэзии Чавайна этого периода является человек…
В этот период Чавайн как прозаик оставил нам два замечательных произведения – повесть «Дезертиры» и роман «Элнет». В повести ярко выразился рост художественного мастерства писателя, в частности в обрисовке образов героев. Чавайн всегда любил рисовать сильные личности…
В 1929 году был открыт профессиональный Марийский государственный драматический театр. Начиная с этого времени, Чавайн держал тесную связь с Марийским театром, а в 1935–1937 годах работал здесь – руководил литературной частью… Он добивался того, чтобы превратить театр в школу жизни.
В сокровищнице искусства каждого народа есть произведения, составляющие его национальную гордость. Такими произведениями в марийской драматургии являются «Пасека» и «Акпатыр» С. Г. Чавайна.
Идейно-тематическое содержание музыкальной пьесы «Пасека» составляет борьба за спасение девушки-сиротки от принудительного брака, то есть борьба за свободу женщины…
В основу историко-революционной пьесы «Акпатыр» положено большое историческое событие – участие марийского народа в крестьянских войнах под руководством Пугачёва и его атамана Акпатыра в 1773-1775 годах. «Акпатыр» близок к народной драме, он имеет эпический характер… Писатель выступает за строгое и высокое отношение к жизни как подвигу…
На своем юбилейном вечере в 1935 году Чавайн говорил: «Творческий огонь в моём сердце зажёгся не для моей личной славы, а ради моего народа, ради его просвещения, чтобы он увидел счастливую жизнь. Горе моего народа было моим горем, его радости моими радостями. Я никогда не думал обособить себя от народа, от его судьбы».
Литературное наследие Чавайна имело большое положительное воздействие на развитие всей марийской литературы…».

Статья в «Марийской правде» представлена лишь выдержками из текста, ведь в 1958 году политическая обстановка в стране, несмотря на «оттепель», была ещё сложной. Нельзя было говорить о репрессиях, которые погубили большую часть марийской интеллигенции, среди которых был и Сергей Григорьевич Чавайн. Интересно, что в тексте статьи А. Асылбаев упоминает писателя по имени и отчеству лишь раз. Примечательна и фраза автора: «… Нет необходимости причислять Чавайна к числу великих писателей, ибо для этого ещё недостаточно велика и сама марийская литература…». Эта фраза показывает опасения автора уверенно и во всеуслышание заявить о значимости творчества Чавайна.
70-летию С. Г. Чавайна посвящена вся страница «Марийской правды» за 5 октября 1958, и в каждой из статей присутствует подобная осторожность оценок. В дальнейшем продолжим знакомить вас с этими материалами.

Материал подготовлен сотрудником отдела редких книг и рукописей Н. А. Поповой

Русский