Краснококшайск (1921-1922), Йошкар-Ола (1928-1937)
После образования Марийской автономной области, центром области стал бывшие уездный город Царевококшайск, переименованный в г. Краснококшайск. Ряд марийских организаций, размещавшихся ранее в Казанской и вятской губерниях переехали в областной центр. Летом в 1921 году в Краснококшайск переехала редакция газеты «Йошкар кече». В начале 1922 года С. Чавайн стал редактором двух газет – «Йошкар кече» на марийском языке и «Голос мари» на русском.
Газета «Йошкар кече» возникла как орган Центрального отдела мари при народном комиссариате по делам национальностей, «Голос мари» - в 1922 году как печатный орган Мароблисполкома и Марийского обкома РКП(б).
Работу в газете Чавайн считал важной. Сотрудничая в редакции, он внимательно изучал поступающие письма, устанавливал с авторами непосредственную связь, на страницах газеты публиковал ответы отдельным авторам. Став редактором газеты, С. Чавайн часто выступал с передовыми статьями, публицистическими обзорами, создавал очерки и сатирические заметки.
Сатирические материалы – фельетоны, критичесие заметки часто выходили под псевдонимом Зуда. В..А. Мухин вспоминал: «»Под этим псевдонимом изданы наиболее острые по содержанию статьи С. Чавайна. Зуда не унижал достоинство человека, а словами правды убеждал его. У С. Чавайна был силен сатирический элемент».
Как редактор С. Чавайн стал подписывать «Голос мари» с № 20 от 12 марта 1922 года, когда газета находилась в тяжелом материальном положении. Газета печаталась на некачественной оберточной бумаге. Работники редакции испытывали тяжелые материальные трудности. Несмотря на все тяготы, газета издавалась своевременно.
С. Чавайн привлек к работе в газете многих талантливых литераторов: М. Шкетана, Т. Ямбоса, Т. Ефремова, С. Эчана-Савинова, С. Элнета.
Почти двухлетнее пребывание С. Г. Чавайна на посту редактора газет не давали ему в полной мере заниматься литературным творчеством.
Работа в редакции газеты «Йошкар кече» не только открыла С. Чавайну новую дорогу к читателю, позволила окунуться в отличную от педагогической работы профессию, но и подарила судьбоносную встречу с будущей супругой – Голубкиной Татьяной Алексеевной, которая работала в редакции помощником корректора.
Одновременно с работой в редакции, С. Чавайн в 1922 году возглавлял облполитпросвет. При его активной общественной деятельности в 1922 году в Краснококшайске создана областная библиотеке (ныне – Национальная библиотека имени С. Г. Чавайна), в 1923 году возникло Марийское общество краеведения, в остав правления которого был избран С. Г. Чавайн. Он стал одним из организаторов Марийского областного музея (ныне – Национальный музей им. Т. Евсеева)
В 1928 году С. Чавайн возвращается в Йошкар-Олу. Здесь он работает литературным редактором в Маргосиздате, затем по 1935 год – редактором журнала «У вий» («Новая сила»). Часто подписывает свои статьи под псевдонимом «Вачайн».
Стихи в эти годы он пишет преимущественно к знаменательным датам: «Йошкар кече» – к десятилетию газеты (1928), «Чарла – Йошкар-Ола» – к переименованию города Краснококшайска в Йошкар-Олу (1928), «Марийский поэт» – к первой конференции марийских писателей (1931), «Великий поэт» – к столетию со дня смерти А. Пушкина (1937) и др.
В 1928 году постановлением 3-й сессии Марийского областного исполнительного комитета 7-го созыва С. Г. Чавайн был избран членом комиссии по созданию единого литературного марийского языка и составлении академического словаря.
В 1930 году избран руководителем Марийской Ассоциации пролетарских писателей (МАПП).
В 1931 году на первой конференции марийских писателей избран в состав оргкомитета Марийского областного Союза советских писателей.
В 1934 году Чавайн одним из первых вступил в Союз писателей СССР и был избран в состав правления Горьковского краевого отделения Союза писателей.
В 1935 году С. Г. Чавайн торжественно отметил 30-летие творческой деятельности. В связи с юбилеем писателя Президиум Марийского областного исполкома решил войти в ЦИК с ходатайством о присвоении Сергею Григорьевичу Чавайну заслуженного деятеля искусств РСФСР.
В 1935-1937 гг. С.Г. Чавайн работает заведующим художественной частью Марийского государственного театра. В этот период он создаёт пьесы «Живая вода», «Свет монеты», героическую драму «Акпатыр», изображающую марийское Поволжье в годы крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева. Драма «Акпатыр» впоследствии легла в основу первой марийской оперы с одноименным названием (1963, композитор Э. Сапаев).
В 1936-1937 гг. С. Чавайн вместе с О. Шабдаром и И. Олыком написал эпическую поэму «Песнь о Чоткаре», посвящённую 20-летию Великого Октября.
В 30-х года Чавайн не прекращает работу над переводом русской классической литературы: он переводит сказки, поэму «Медный всадник» А. Пушкина, драму «Гроза» А. Островского, комедию «Женитьба» Н. Гоголя. В 1937 г.он создал инсценировку «Дубровский» по мотивам повести А. Пушкина.
В этот период С. Чавайн работает над романом «Элнет» – вершиной его литературного творчества. Первая часть романа написана в 1934-1935 гг., вторая – закончена весной 1937 года.
В мае 1937 года С. Чавайна арестовали по обвинению в принадлежности к ядру подпольной националистической организации, подготовке террористических актов против руководителей страны. 11 ноября 1937 года расстреляли. Однако долгие годы точная дата смерти была скрыта. Писали, что он скончался от кровоизлияния мозга в 1942 году. Его прах предположительно покоится в Кокшайском лесу. В 1956 году – посмертно реабилитирован.
В городе семья С.Г. Чавайна несколько раз переезжает.
В деревянном доме на улице Красноармейской семья прожила несколько лет.
В воспоминаниях сына Анатолия читаем: «…В квартире были две комнаты и кухня с большой русской печкой…. Одна из комнат была побольше. Её называли залой. В этой комнате-зале разместился письменный стол, за которым отец работал ночами. На столе у него лежало много рукописей, и детям запрещалось что-либо там трогать…».
Потом семья переезжает в двухэтажный каменный дом на берегу Кокшаги по ул. Анисимовская, 40, где живет в 1934-1935 гг. «Эта квартира была похуже прежней, так как оказалась сыроватой, мало проникало солнечного света, так как окна были небольшие, а каменные стены очень толсты».
Третий переезд состоялся в новый двухэтажный деревянный дом на улице Волкова (ныне не существует). «Новая квартира была на нижнем этаже, окнами на юг… здесь у нас появились и детская комната, и кабинет отца. Запомнилось убранство кабинет: у окна стоял письменный стол, на столе газеты, журналы; вправо от стола – книжные стеллажи, около стола – кресло и несколько стульев. На стене портреты Белинского, Гоголя, Пушкина…».
Литература:
Васин, К. К. Певец дружбы народов / К. К. Васин // Живое наследие : [сборник] / науч. ред. А. А. Васинкин. – Йошкар-Ола, 1992. – С. 18-35.
Васин, К. К. Сродни Онару / К. К. Васин // Певец народа: воспоминания и документальные очерки о С. Г. Чавайне. – Йошкар-Ола : Марийское книжное издательство, 1988. – С. 7-14.
По памятным местам С. Г. Чавайна / сост. М. Б. Матукова. – Йошкар-Ола : Марийское книжное издательство, 1988. – С. 37-45.
Сергеев, М. Журналист, редактор / М. Сергеев // Певец народа: воспоминания и документальные очерки о С. Г. Чавайне. – Йошкар-Ола : Марийское книжное издательство, 1988. – С. 59-64.
Чавайн, А. Слово об отце / А. Чавайн // Певец народа: воспоминания и документальные очерки о С. Г. Чавайне. – Йошкар-Ола : Марийское книжное издательство, 1988. – С. 77-81.
- 2216 просмотров