Вся моя жизнь прошла с глазами на Россию...
24 июня родился Алексей Михайлович Ремизов (1877-1957), яркий и самобытный писатель Серебряного века. Он занимает в истории русской литературы особое место как мастер и уникальный стилист художественного слова. То, как он владел словом, поражало многих его современников. Марина Цветаева называла произведения А. Ремизова «живой сокровищницей русской души и речи». Его творчество отличалось использованием народной обрядовой лексики, редких слов, поговорок и прибауток, что придавало его прозе неповторимый колорит.
К сожалению, из-за эмиграции имя А. М. Ремизова было на долгие годы вычеркнуто из истории отечественной литературы советскими цензорами. Переиздавать на родине его книги начали только в конце перестройки. Как сказал русский философ и писатель В. В. Розанов, «его никто не понял – это потерянный бриллиант, и всякий будет счастлив, кто его поднимет...».
Алексей Ремизов известен романами «Пруд», «Часы», повестями «Крестовые сестры», «Неуёмный бубен». А также книгами, созданными в эмиграции – «Взвихренная Русь», «По карнизам», «Подстриженными глазами» и другими (всего 45 книг), которые были высоко оценены Н. Рерихом, С. Рахманиновым, Н. Бердяевым. А сам автор оказал большое влияние на Е. Замятина, Л. Леонова, Б. Пильняка. В своих лучших произведениях Алексей Ремизов писал о судьбе России в переломные 1905-1917 годы, а также делился воспоминаниями о старой Москве, описывал свои впечатления от поездок по глухим уголкам России, «рисовал» литературные портреты мастеров русской культуры.
Может быть, во всей русской эмиграции не было писателя, который столь страстно мечтал о возвращении своих книг на родину, в стихию русского языка. Так, незадолго до смерти, получив приглашение из Ленинграда приехать на 275-летие выхода «Жития протопопа Аввакума», он сразу начал посылать свои книги в Пушкинский дом с неизменной припиской от 18 августа 1957 года: «Кланяюсь и благодарю Пушкинский дом за приют моих книг».
К счастью, «бриллиант», так долго пребывавший в состоянии «потерянности», ненужности, вернулся в отечественную культуру из эмигрантского «полубытия», и современный читатель теперь может прикоснуться к уникальному художественному наследию Алексея Ремизова.
Родился Алексей Михайлович Ремизов в Москве 24 июля 1877 года, в ночь на Ивана Купалу. «В Купальскую ночь цветок папоротника, горя нестерпимым огнём, ожёг мне глаза. В пламени цветка папоротника передо мной открылся клад...», – так говорил о себе писатель. Неиссякаемый клад этот – живое русское слово – стало источником существования всей жизни и творчества Ремизова.
Алексей рос в купеческой семье, но с детства знал жизнь рабочего люда, старух-богомолок и странников, останавливавшихся в их доме (впечатления той поры послужили материалом его первого романа «Пруд»). Алексей получил хорошее домашнее образование. Далее учился на физико-математическом факультете Московского университета, но слушал лекции и по истории, философии, юриспруденции. Именно в эти годы стал вырабатываться у него наукообразный подход к изучению материала, который скажется в его работах над древнерусскими источниками.
Первая оригинальная книга Ремизова – «Лимонарь, сиречь: Луг духовный» (1907) – пересказ преданий, легенд, попытка реставрировать язык. Следующие произведения тоже были написаны в этом ключе («Посолонь», «Страница», «Московские любимые легенды. Три серпа»). Стал вырабатываться свой, ремизовский подход к прошлому через настоящее: его настроения, мысли – да на древнюю основу.
Октябрьскую революцию Ремизов встретил враждебно. Глубоко верующий православный человек, он был против «насильственного пути достижения всеобщего счастья». Вообще, творческие личности особенно чувствительны к общественным катаклизмам. Отсюда обострённое переживание за будущее России, предчувствие грядущих сильных перемен. В произведениях этого периода звучит боль за «Святую Русь» («Слово о погибели Русской земли», 1918).
В 1921 году Ремизов эмигрировал из Советской России, хотя ему так не хотелось уезжать! Ведь по его же словам, русскому писателю «без России никак невозможно». Свой отъезд за границу Ремизов, как и многие русские писатели-эмигранты, рассматривал как временный. Тем не менее вначале Ревель, затем два года в голодном Берлине и, наконец, Париж, где он жил до последних дней своей жизни. Здесь он написал автобиографические книги «Взвихренная Русь», «По карнизам», «Подстриженными глазами», «Иверень», «В розовом блеске» и другие. Книга «Огонь вещей. Сны и предсонья» (1954) посвящена русской классике.
Под конец жизни Ремизов в своём творчестве всё более и более погружался в историю русской литературы ХVI-ХVII веков. Перерабатывая повести Древней Руси, он воскресил сказочный мир фей, зверей, бесноватых, которых знал с детства. Он возвращался к древним источникам не только русской, но и европейской литературы: «Бесноватые. Савва Грудцын и Соломония», «Круг счастья. Легенды о царе Соломоне», «Тристан и Исольда», «Бова Королевич».
До глубокой старости Алексей Ремизов не утратил писательской активности. Но в течение двенадцати лет, с 1932 года, живя за границей, не смог издать ни одной книги – переписывал от руки и дарил друзьям. Тем не менее он не терял бодрости духа: в эти годы в парижской квартире Ремизовых собирался кружок «литературной молодёжи» русского Парижа.
Здесь он состарился («с глазами на Россию…», как говорил писатель), ослеп, перенёс все жизненные лишения, в том числе и потерю в 1943 году своей жены Серафимы Довгелло. Дворянка из старинного литовского дворянского рода, она составила ему счастье семейной жизни до самой своей смерти, оставаясь при этом настоящим другом. Именно ей были посвящены все главные книги писателя.
В 1948 году Ремизов принял советское подданство, с мечтой о возвращении он и скончался (26 ноября 1957 года), проносив тридцать шесть лет на груди ладанку с землёй из России...
В эмиграции Ремизов не раз жаловался на то, что его книг не читают соотечественники. А ведь многие его сочинения были переведены на французский, немецкий, английский, болгарский, польский, чешский и даже японский языки. Время, всегдашний союзник истины, внесло в эту несправедливость серьёзную поправку. Возвращение А. М. Ремизова в отечественную культуру – большое событие как для писателя, так и для русских читателей.
Центр чтения Национальной библиотеки, располагающий обширным книжным фондом, с удовольствием предлагает читателям все произведения уникального мастера русской прозы. И традиционно – наиболее интересные издания:
Ремизов А. М. Крестовые сёстры : Повести и рассказы / А. М. Ремизов. – Москва : Эксмо, 2008. – 640 с. – (Русская классика).
Ремизов А. М. Неуёмный бубен : Роман, повести, рассказы, сказки, воспоминания / А. М. Ремизов : Составитель, автор вступительной статьи В. А. Чалмаева. – Кишинёв : Литературное артистикэ, 1988. – 600 с.
Ремизов А. М. Взвихренная Русь : Автобиографическая проза / А. М. Ремизов. – Москва : Советский писатель, 1991. – 544 с.
Ремизов А. М. Избранное: Повести. Литературные силуэты. Воспоминания / А. М. Ремизов / Составитель, автор вступительной статьи В. А. Чалмаева. – Москва : Просвещение, 1992. – 415с.
Материал подготовлен В. В. Зориной, гл. библиотекарем Центра чтения
- 1704 просмотра