КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: ЗИНАИДА СЕРЕБРЯКОВА

22.02.2022 | 1042 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.

Знаменитые земляки. Серебрякова / Е. М. Абрамова; Под общ. ред. В.В.Горошникова. – Рыбинск: Медиарост, 2018. - 48с., ил.

 

Зинаида Евгеньевна Серебрякова – представительница знаменитой художественной династии и одна из самых известных женщин-живописцев ХХ века. С самого младенчества (родилась 10 декабря 1884 г. в имении Нескучное Курской губернии, ныне – Харьковская область Украины) её окружала атмосфера искусства. Отец, Евгений Александрович Лансере, был талантливым скульптором. Мать, Екатерина Николаевна, принадлежала к знаменитой художественной династии Бенуа, увлекалась акварелью и давала первые уроки рисования своим шестерым детям. Учась в петербургской Коломенской гимназии, Зина Лансере не выпускала из рук альбом и карандаши, постоянно рисовала подруг, учителей, родных. Своё образование художница считала неполным и недостаточным: поступив в художественную школу княгини М. К. Тенишевой, проучилась недолго, т. к. школу вскоре закрыли; посещая мастерскую знаменитого портретиста Осипа Браза, разочаровалась в программе, которая не отличалась системностью. Но в семье, где все ежечасно и повсеместно рисовали, при таком трудолюбии и любви к творчеству, её талант не мог не раскрыться. Решающую роль в судьбе Серебряковой сыграет «дядя Шура» - Александр Николаевич Бенуа, авторитетный критик, великолепный сценограф и художник-график. Он являлся одним из создателей творческого объединения «Мир искусства», в которое в 1911 г. вступила и З. Серебрякова. Правда, её творчество отличалось от остальных членов группы любовью к простым сюжетам, гармонией, пластичностью и обобщениями в своих полотнах.

Художественная жизнь 1880-х-начала 1900-х бурлила новыми идеями, новыми течениями как в живописи, так и в литературе, театре, музыке. Но «модное» и «сверхмодное» в искусстве было для Серебряковой чуждо. Хотя она и была открыта новым впечатлениям и восприимчива к передовым исканиям, но в своём творчестве всегда придерживалась принципов реализма.

Избранником по жизни стал её двоюродный брат, будущий инженер Борис Анатольевич Серебряков. Это была первая и единственная любовь. В браке родились двое сыновей и две дочери, которые радовали родителей своими художественными способностями. Годы семейного счастья стали плодотворными и для таланта Зинаиды Серебряковой. Постепенно вырабатывался особый, узнаваемый, только ей присущий почерк.  Отличали удивительная лиричность, свободная лёгкая манера живописи, особое обаяние и привлекательность её моделей. Такова картина «За туалетом», которая была приобретена в Московскую городскую галерею П. и С. Третьяковых (ныне Государственная Третьяковская галерея).

В к. 1900-х – н. 1910-х годах художница создаёт множество портретов родных и друзей. Своих детей она изображала постоянно: за чтением, за уроками музыки, за играми, за обедом. Но вершиной творчества З. Серебряковой стали сюжетные картины на крестьянскую тему. Художница практически выросла на земле, впитала в себя дух русской деревни, любила простой народ, уважала тяжёлый крестьянский труд. Впервые в русском искусстве ей удалось воспеть красоту и чистоту простых русских крестьянок так же, как столетия назад художники воспевали Мадонн. Образы наполнены классической гармонией, спокойной силой. Взоры этих женщин устремлены словно в вечность.

Революционные события 1917 года Серебряковы встретили с энтузиазмом, хотя и были лишены своего любимого имения Нескучное в Курской губернии.  Но во время гражданской войны, опасаясь за свою семью, Борис Анатольевич вывез своих родных в Харьков на съёмную квартиру. А череда несчастий для Зинаиды Евгеньевны только начиналась. Заразившись тифом, умирает муж, заказов очень мало, семья живёт практически впроголодь. Жизнь, полная признания и достатка, рухнула как карточный домик. Это одна из самых печальных картин Серебряковой. На ней нет феерии светлых красок. Только грустные дети и хрупкий карточный домик. Постоянное безденежье вынуждает З. Серебрякову решиться на крайний шаг – двухмесячную поездку для выполнения заказа за границу, превратившуюся для неё в мучительную эмиграцию. Дети остаются в России с её матерью. Позднее двое из них – Александр и Екатерина – смогут приехать к ней в Париж, с остальными она сможет увидеться через десятилетия. С русскими эмигрантами Зинаида Евгеньевна почти не общалась. На фоне бурного расцвета разного рода авангардных течений искусство художницы, верное идеалам реализма, казалось «старомодным» и, как следствие, скудные заработки. «Ничего из моей жизни здесь не вышло, и я часто думаю, что сделала непоправимую вещь, оторвавшись от почвы», - сокрушалась она в письме к своей матери.

В 1928 г. один из богатых заказчиков, барон де Броуэр, спонсировал её поездку в Марокко на условиях, что он отберёт себе понравившиеся работы. В Африке новизна впечатлений потрясла и вдохновила художницу. В результате появилась целая коллекция – более двух сотен – прекрасных, поэтичных, жизненных портретов и пейзажей. Следует отметить, что религиозные традиции запрещали мусульманам позировать, поэтому художнице поневоле приходилось работать с невероятной быстротой: не более получаса на портрет! Марокканская серия – лучшее, что было создано в заграничный период.

В 1930-е годы художница предприняла попытку вернуться в Россию, но затянулась процедура оформления документов. А потом в Европе разгорелась Вторая мировая война, Франция была оккупирована, а в июне 1940 г. был сдан Париж. В течение всей войны З. Серебрякова ничего не знала о судьбе двух оставшихся в СССР детей. Свидание с дочерью Татьяной состоится лишь в 1960 г. А Евгений сможет побывать в Париже в 1966 г. – разлука матери с сыном длилась более 40 лет. Все четверо детей посвятили свою жизнь искусству: занимались архитектурой, дизайном, иллюстрированием книг, оформлением декораций. Во время оттепели (к. 1950 – н. 1960 годы) творчество Серебряковой вновь стало интересным на родине. С огромным успехом прошли её выставки в Москве, Ленинграде, Киеве, Новосибирске. Это стало последней большой радостью художницы. З. Е. Серебрякова умерла на 83 году в сентябре 1967 г. и была похоронена на русском кладбище Сен-Женевьев- де-Буа под Парижем. Большую часть её творческого наследия родные передали в музеи СССР. «Теперь искусство З. Е. Серебряковой предстало во всеоружии великолепного мастерства, в обаянии молодости и красоты и какого-то особого присущего ей оптимизма. Восполнилась заметная страница в истории отечественного искусства, когда-то оборванная на полуслове» (Т. Савицкая).

 

Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, заведующей отделом литературы по искусству.

Русский