Отдел литературы по искусству приглашает познакомиться с наиболее интересными изданиями по разным видам искусства.
Юрий Никулин / Я. Б. Юферова, Т. М. Боднарук. – Москва : Искусство, 2000. – 238 с. – (Великие москвичи).
Наверное, нет в нашей стране человека, который не знал бы имя Юрия Владимировича Никулина (1921-1997) – народного артиста СССР, артиста цирка и киноактёра. Именно ему посвящён альбом, вышедший в серии «Великие москвичи». В прекрасно оформленное издание вошли отрывки из книги Юрия Никулина «Почти серьёзно», его интервью, а также воспоминания близких людей и друзей. Альбом проиллюстрирован большим количеством фотографий, многие из которых публикуются впервые.
Едва успев окончить школу, в 1939 году Юрий Никулин был призван в армию. Служба его растянулась на долгих семь лет. Он участвовал в советско-финской и Великой Отечественной войнах. Ратный подвиг будущего артиста был отмечен медалями «За оборону Ленинграда», «За отвагу», «За победу над Германией».
Юрий Никулин вспоминал: «Через две недели после окончания войны вызвал меня капитан Коновалов и сказал: «Вот теперь, Никулин, наступило время раскрывать свои таланты. Давай налаживай самодеятельность и тренируй наших футболистов. Тренером я пробыл недолго: сборная дивизиона проиграла соседней части со счётом 11: 0…».
После мобилизации в 1946 году Юрий Никулин попробовал поступить во ВГИК. Вот как об этом вспоминал его однополчанин и друг Марат Вайнтрауб: «Он подал заявление, как известно, во ВГИК, где Юткевич его забраковал, посчитал нефотогеничным. Он пошёл в ГИТИС, там Тарханов сказал, что он для театра не подходит… А в это время при Московском цирке Марк Соломонович Местечкин организовал клоунскую мастерскую, куда и приняли Никулина». Именно с цирком Юрий Никулин оказался связан на долгие полвека: работал ассистентом у знаменитого клоуна Карандаша, потом вместе с Михаилом Шуйдиным составил дуэт, который стал классикой отечественного цирка. В 1982-1997 годах Юрий Никулин возглавлял Московский цирк на Цветном бульваре.
Юрий Никулин считал, что «профессия клоуна – для молодых. Когда пожилой человек начинает на арене валять дурака, его становится жалко. Я не хотел, чтобы меня жалели. Ушёл в расцвете творческих сил, мы играли тогда, может быть, лучшую свою клоунаду, с бревном». «Своё бревно вместе с Михаилом Шуйдиным он пронёс по многим аренам мира. Но добродушнее всего, с полным пониманием своей причастности к происходящему на арене, их принимали дома. На исторической родине субботников и воскресников», – отмечал Михаил Швыдкой, министр культуры Российской Федерации (2000-2004).
Славу Никулину принесли не столько клоунские репризы, сколько роли в кино. Он и сам не раз отмечал это: «Да, мы были хорошими клоунами... Но популярным меня сделало кино». Вот как Юрий Никулин вспоминал о своей первой попытке сняться в фильме: «…когда к нам в цирк пришли с киностудии и предложили желающим участвовать в массовке, я записался одним из первых. Снимали кино о цирке. Требовались «зрители», которые смеются во время представления… После первого дубля ассистент режиссёра обратился ко мне: «Товарищ, вы плохо смеётесь, ненатурально...» Сняли второй дубль. Я старался смеяться как можно натуральнее. Но, видно, опять не получилось, и меня попросили со съёмки уйти».
В 1958 году режиссёр Александр Файнциммер предложил Юрию Никулину роль пиротехника в своём фильме «Девушка с гитарой». Хотя роль была небольшая, но Юрий так легко и смешно изобразил своего героя, что сразу запомнился зрителям. Это положило начало долгого пути в кинематографе.
В 1961 году Юрий Никулин снялся в новелле «Пёс Барбос и необычный кросс». Режиссёр фильма Леонид Гайдай сказал ему: «С гримом у вас всё просто. У вас и так смешное лицо».
Юрий Никулин снялся в комедиях Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова, ставших классикой советского кино: «Деловые люди», «Бриллиантовая рука», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «12 стульев», «Старики-разбойники» и др.
Однако дарование Юрия Никулина оказалось гораздо шире. Это действительно редкий случай в нашем кинематографе, поскольку Юрия Владимировича можно назвать универсальным актёром – актёром, который умел смешить, но мог и заставить плакать.
Первым появлением Никулина в серьёзном драматическом амплуа стал фильм «Когда деревья были большими» (1961). Режиссёр Лев Кулиджанов принял решение снимать в главной роли Юрия Никулина, когда … увидел выступление клоуна в цирке. Он сразу почувствовал глубину дарования актёра. Это также отмечал и актёр Сергей Юрский: «Никулин на манеже цирка в крутой клоунаде играл как выдающийся драматический артист». Затем последовала роль лейтенанта Глазычева в картине «Ко мне, Мухтар!» (1964).
Юрий Никулин сделал то, о чём могли мечтать далеко не все мастера драмы: он сыграл у двух наиболее «сложных» и неоднозначных режиссёров – Андрея Тарковского и Алексея Германа.
Весельчак и балагур на широком экране, лицедей и паяц на манеже, он неожиданно получил приглашение сняться в глубокой философской драме режиссёра Тарковского «Андрей Рублёв» (1966). «Он [Тарковский] угадал в нём, пожалуй, самое главное. Не только скоморошество русское, которое, конечно, было в нём, но он угадал в нём и глубокую, трагическую душу», – считает актёр и режиссёр Николай Бурляев. Вот как об этом вспоминал Юрий Никулин: «Роль Патрикея была трагедийной, трудной и необычной для меня. Ничего похожего я никогда не играл».
Никулин также снялся в фильме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» (1975). Не относившаяся к числу главных, роль Некрасова стала для актёра очень ответственной, потому что он в первый раз в кино обратился к теме войны.
Алексей Герман предложил Юрию Никулину главную роль в фильме «Двадцать дней без войны» (1976). Фильм в большой степени определила личность Юрия Владимировича. Он, что называется, диктовал эстетику фильма. Режиссер говорил о Никулине: «В нём сидело какое-то особенное, солдатское достоинство. Мы уже на первых пробах поняли, что к нему необходимо подбирать экипаж. А это было очень нелегко. Пробовались замечательные, прекрасные мастера, однако рядом с Юрием Владимировичем они казались фальшивыми... Хорошо известно, что некоторые артисты не любят играть с детьми или животными – очень трудно стать таким же естественным. Рядом с Никулиным было так же трудно. Он ничего не умел, но мог «уделать» любого партнёра, оттого что ничего не наигрывал. Крути рядом с ним, мастери, верти, делай любые глаза – всё равно будешь казаться ненастоящим. А он настоящий, и весь фокус».
Ролан Быков, кинорежиссёр, актёр, вспоминал о своём выборе Юрия Никулина на роль дедушки главной героини в фильме «Чучело» (1983): «Огромное впечатление он на меня произвёл как драматический актёр в фильме «Когда деревья были большими». Он потряс опять-таки своей не актёрской сущностью, а человеческой. … Когда я стал искать актёра на роль дедушки в «Чучеле», мне не сразу пришёл Никулин в голову. Я хотел играть сам. Трижды пробовался. Мне не понравилось…Я очень тяжело шёл к этой роли, пока не понял, что это Никулин…»
А ещё Юрий Никулин был бесподобным рассказчиком анекдотов. В 1993-1997 годах он являлся ведущим телепрограммы «Белый попугай». По словам писателя Григория Горина, Юрий Никулин «мог рассказывать анекдоты с тем классом последующей грусти, которая без его лица и интонации» теряла «едва ли не половину своей зрелищной привлекательности. Вот, например: «Закинул старик невод. И стоит, как дурак, без невода».
Лев Кулиджанов считал, что в Юрии Никулине «проявились самые сокровенные черты русского характера – широта души, безоглядная искренность и доброта, наконец, крепкий талант самородка, мастерового человека. Недаром для всех нас он стал своим, родным, близким». Сергей Юрский отмечал: «Наши отношения всегда были тёплыми, даже какими-то родственными. Кажется, у него с тысячью людей были такие отношения. Но это была не одинаковость. Это была щедрость». Сам Юрий Никулин не раз говорил, что не умеет отказывать людям. Это его качество отмечали многие его друзья. Мстислав Запашный, дрессировщик, вспоминал, что «он готов был помочь каждому, не гнушался открыть свою записную книжку и найти того врача, который нужен был уборщице». Владимир Этуш, актёр: «…он обладал одним даром – умением помогать. Понятно, что ему, по сравнению с другими, было легче делать добрые дела, понятно, что он был вхож в самые высокие кабинеты, срабатывал имидж, но ведь важно, что ему хотелось эти добрые дела совершать».
И в заключение хотелось бы привести слова Геннадия Хазанова: «Мы ведь родились и выросли в очень бытово неустроенной стране, и заменой комфорту было человеческое тепло… При общении с Юрием Владимировичем возникало именно это ощущение тепла, рядом с ним ты сразу начинал отходить, отогреваться… Без него очень похолодало».
Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной
- 1125 просмотров