КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Янтарная комната

27.09.2018 | 814 просмотра(ов)

В отделе литературы по искусству собрана богатая книжная коллекция по разным видам искусства. Это и мемуарная литература известных деятелей культуры, и прекрасно иллюстрированные художественные альбомы по мировой живописи, издания для детей, способствующие приобщению подрастающего поколения к миру прекрасного, книги по музыкальному искусству и многое другое.

Приглашаем ценителей и любителей искусства на книжный вернисаж, на котором будут представлены интересные издания по разным видам искусства и ждём вас в отделе литературы по искусству.

Овсянов А. П. Янтарная комната: Возрождение шедевра / А. П. Овсянов; Под ред. Т. Г. Тетенькиной. – Калининград: ФГУИПП «Янтар. сказ», 2002. – 112 с.

Янтарь – уникальный камень, издавна покоривший человека гаммой многоцветья. В нём нет блеска бриллиантов и красоты изумруда, броской яркости рубина, синевы сапфира и нежной зелени малахита, но люди любят его за ясность и простоту. История сохранила предметные и письменные свидетельства, указывающие на то, что самым интересным и эффективным явилось использование янтаря в искусстве. Многочисленные янтарные изделия хранятся во многих музеях мира. И среди них самым прекрасным, единственным в своём роде произведением, когда-либо созданным человеком, был Янтарный кабинет.

Янтарному кабинету, ставшему впоследствии в России Янтарной комнатой, посвящены десятки художественных и документальных произведений, тысячи очерков и телепередач. Сегодня наш рассказ о книге Авенира Овсянова «Янтарная комната: Возрождение шедевра». Документальные очерки, написанные на основе архивных документов, раскрывают историю Янтарной комнаты, ранее неизвестные сведения о её похищении и возрождении янтарного шедевра.

История Янтарного кабинета началась во времена правления прусского короля Фридриха I в XVIII в., когда законодатель архитектурной моды выдающийся мастер Андреас Шлютер решил покрыть янтарными панелями стены кабинета Фридриха общей площадью примерно 70 кв. м. Кабинет был готов только наполовину, когда прекратились финансовые отчисления из казны на его оформление. Детали Янтарного кабинета были сложены в ящики и помещены в подвалы берлинского Цейхгауза, пролежав там до тех пор, пока Пётр I неожиданно нанёс визит прусскому правителю, а тот в качестве подарка презентовал русскому царю Янтарный кабинет. Вернувшись из заграничного путешествия, Пётр I осмотрел подарок и был разочарован. Перед ним лежали отдельные детали, использовать их для отделки стен было невозможно. Панели расставили в «людских покоях» Летнего дворца в Петербурге и в течение 17 лет янтарный шедевр мало заботил царский двор.

И только с воцарением на престол Елизаветы Петровны Янтарный кабинет стал украшением Зимнего дворца – официальной императорской резиденции. В 1755 г. императрица решает переправить кабинет в Царское Село и создать для него специальный парадный зал. 76 гвардейцев бережно, на руках, перенесли Янтарный кабинет, проделав путь в 25 вёрст за 6 дней. Зал Царскосельского дворца был намного больше по площади и выше, чем в Зимнем дворце. По существу архитектор Бартоломео Растрелли создал его заново. К 18 зеркальным пилястрам (выступ стены) добавили ещё 4 и 2 полупилястры. Над тремя дверями установили 3 наддверника. В это же время Растрелли поместил в янтарные пластины 4 флорентийские мозаики из цветных камней, изображающие аллегории пяти человеческих чувств: вкус, зрение, слух, осязание и обоняние. Комнату определили в западной части Екатериненского дворца, чтобы лучи заходящего солнца отражались от позолоты внутри янтаря, и комната начинала светиться изнутри, подобно бриллианту, сверкающему своими гранями.

На протяжении последующих 150 лет Янтарная комната постоянно реставрировалась. Хранители вряд ли предполагали возможность её перемещения, поэтому янтарные панели были наглухо прикреплены к стенам. Это обстоятельство осложнило спасение комнаты в годы Великой Отечественной войны. При подготовке к эвакуации, при попытке снять янтарное панно стало ясно, что мозаика отваливается от деревянной основы, оголяя большие участки. Тогда было принято решение о консервации и защите янтарного убора на месте. Панно заклеили марлевой тканью, а затем закрыли ватином. Но и это не спасло от трагических событий в истории Янтарной комнаты.

В это время в Германии велась серьёзная разведывательная работа по выявлению культурных ценностей в западной части России. В немецких войсках на Ленинградском направлении находились представители Дрезденской картинной галереи для выявления наиболее ценных экспонатов на оккупированных территориях. Одной из ключевых фигур был доктор искусствоведения Альфред Роде, исследователь янтаря и страстный борец за возвращение Янтарной комнаты в Восточную Пруссию. В своих прошениях он настойчиво указывал на то, что «необходимо принять все меры для возвращения этого шедевра в лоно Родины, и поскольку он сделан из прусского янтаря – в Восточную Пруссию, в Кенигсберг». Хотя Роде прекрасно понимал, что Янтарная комната уже мало похожа на кабинет, подаренный Петру I. Она стала в 3 раза больше, а площадь янтарных покрытий увеличилась до 100 кв.м.

После взятия г. Пушкина, несмотря на строгие запретительные приказы, комната разорялась. В рапорте немецких офицеров говорилось: «На роскошном паркете валялись в дерьме древние картины, мебель перевернута, со многих диванов и кресел срезаны ценнейший ручной работы шёлк и гобеленовая ткань, всё это шло на портянки. В стенах Янтарной комнаты зияли огромные дыры: солдаты отковыривали янтарь штыками, много янтаря было рассыпано по полу и затоптано».

Янтарная комната была отправлена в Кенигсберг весьма в плачевном состоянии, фрагментарно выставлялась в марте 1942 года в Кенигбергском замке, но весной 1945г., с наступлением советских войск, Альфред Роде ищет новое место для её размещения. Никаких документов о её перевозе нет. Осталось только свидетельство дочери доктора Роде: «Янтарная комната была упакована и подготовлена к вывозу в империю. Как я помню, в середине января 1945г. ящики с ней были отправлены на главный вокзал, но их отправка не состоялась, т.к. была уже прервана железнодорожная связь». Больше Янтарную комнату никто не видел.

Её исчезновение до сих пор волнует исследователей, возбуждает различные толки и версии по поводу её нахождения. Но все поиски будут безрезультатны и даже не дадут ответа на основной вопрос: была ли Янтарная комната вывезена из Кенигсберга. Автор книги указывает на то, что вывоз и захоронение культурных ценностей гитлеровцами проводились по частям, т.е. наиболее ценные экспонаты были разукомплектованы и перемещались фрагментарно, разными видами транспорта. Так что в каждом случае при находке речь может идти только о части Янтарной комнаты. Есть и такое обстоятельство: если Янтарная комната до настоящего времени хранится в условиях переменной влажности, то, несомненно, подверглись коррозии её деревянная основа и клеи, следовательно, в этом случае речь может идти только о янтарных россыпях. Не исключено, что Янтарная комната стала жертвой пожаров или бомбардировок, что она фрагментарно присвоена зарубежными частными лицами или организациями, а возможно покоится на дне Балтийского моря или в какой-либо шахте. С учётом этих обстоятельств, Янтарная комната всё более завоёвывает статус символа утраченных Россией культурных ценностей.

В 60-годы прошлого века прозвучала идея о её воссоздании. И хотя идея эта показалась вначале неосуществимой группой специалистов, куда вошли художники, реставраторы, резчики по камню был разработан и начал осуществляться проект по возрождению Комнаты.

Работы шли долго. Это объяснялось их беспрецедентной сложностью, недостатком финансирования, дороговизной материала. Было известно, что янтарь для Янтарного кабинета подвергался колорированию – термической обработке и провариванию в козьем жире с морским пурпуром. Некоторые фрагменты шедевра раньше проваривались в меду, сурепном масле, муравьиной кислоте, калгане, соке тропических деревьев с добавлением различных трав. К сожалению, рецепты варочных составов были утрачены. Экономические трудности России эпохи перестройки серьёзно повлияли на сроки. В начале 90-х финансирование работ почти прекратилось. В августе 1999г. германский концерн «Рургаз» принял решение выделить 3,5 млн долларов на завершение работ. С того времени Янтарная комната постепенно начала приобретать свой первоначальный вид и открылась в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга в присутствии руководителей 44 стран мира. Она предстала перед изумлёнными посетителями Екатериненского дворца в своём блеске, красоте и фантастическом великолепии.

Итак, «о восьмом чуде света», как называли Янтарную комнату, об истории её возникновения, исчезновения и возрождения читайте в книге Авенира Овсянова «Янтарная комната: Возрождение шедевра» (отдел литературы по искусству).

Русский