Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.
Великая Фаина Раневская / Автор-сост. М. Ю. Женило. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2010. – 249 с., ил. – (Женщина-миф)
Фаина Раневская – это имя знакомо практически каждому. 27 августа этого года Народной артистке СССР Фаине Георгиевне Раневской исполняется 125 лет со дня рождения (1896-1984). «Феномен Раневской», «чудесная, полная противоречий актриса», «великая Фаина» - так называл её знаменитый музыкант Святослав Рихтер. «Нет сомнения, что о Раневской ещё появятся книги и серьёзные научные исследования», - напишет режиссёр Л. Лосев в своём предисловии к альбому, вышедшему через 4 года после смерти великой актрисы ХХ столетия. Так оно и случилось. О Раневской написано много и в Национальной библиотеке им. С. Чавайна можно найти не одно издание, посвящённое её жизненному и творческому пути. Сегодня наш рассказ посвящён книге, вышедшей в серии «Женщина-миф» - «Великая Фаина Раневская». Думается, что книга эта не оставит равнодушным уже хотя бы потому, что здесь минимально будут присутствовать её составители. Подавляющая часть текста – сама Раневская и те, с кем ей довелось быть рядом: их мысли, фразы, шутки, письма. А это целая плеяда корифеев литературы и искусства: Качалов и Таиров, Завадский и Михоэлс, Ахматова и Марецкая, Орлова и Пельтцер, Папанов и Плятт и многие-многие другие. Исследовать творчество Фаины Георгиевны, к сожалению, в полной мере невозможно. На плёнках остались только фильмы с её участием и два последних спектакля: «Дальше - тишина» и «Правда – хорошо, а счастье - лучше». Но даже скромные свидетельства её творчества позволяют говорить об удивительном таланте актрисы, о которой Ираклий Андроников сказал: «Раневская – это Явление!» «Явление», которое нельзя было не заметить уже в начале её творческой деятельности на столичной сцене. Сначала потрясающий успех в первом же спектакле на подмостках Камерного театра, а впоследствии других: театре Красной Армии, театре драмы им. А. С. Пушкина, театре Революции им. Маяковского, театре им. Моссовета. Она не раз говорила: «Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках; на сцене нужно жить!» Особенно хорошо её стиль игры просматривается в кинофильмах с участием актрисы, хотя она не жаловала кинематограф, говоря: «Кино – заведение босяцкое» или «Представьте себе, что вы моетесь в бане, а туда пришла экскурсия». Но она была актриса и тоже заболела кино. Всего Ф. Раневская снялась в 22 картинах. В течение многих лет остаётся любимой зрителями комедия «Свадьба», созданная во время Великой Отечественной войны. Сколько фраз из фильма стали крылатыми! Актриса, создавая образ «мамаши», пользовалась наблюдениями из реальной жизни. Она вспоминала: «Я получила роль акушерки Змеюкиной в чеховской «Свадьбе». Мне очень помогли мои впечатления-воспоминания об офицерских балах. Помогли наблюдательность, стремление увидеть в человеке характерное: смешное, жалкое, доброе или злое». Ещё ранее большую популярность имел фильм «Подкидыш», из которого знаменитая фраза актрисы: «Муля, не нервируй меня» станет народной и будет преследовать её всю жизнь. Она возненавидит «Мулю», но ведь придумала-то её сама. В книге приводится такой эпизод: «При вручении Раневской в Кремле ордена Ленина Брежнев неожиданно и явно не к месту пытается пошутить: - Муля! Не нервируй меня. – Леонид Ильич, - в тон ему отвечает Фаина Георгиевна, - так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы. Генсек стушевался и начал оправдываться: - Простите. Но я Вас очень люблю». Её любил Сталин, сравнивая Раневскую с Чарли Чаплиным, а Рузвельт считал её самой выдающейся актрисой века. И это удивительно. Удивительно то, что актриса, которая играла эпизодические роли, была неуживчивая, меняла театры, да и играла-то не очень много, за короткий срок была удостоена целого ряда правительственных наград и званий. И это при том, что она имела далеко «не пролетарское» происхождение, водились у неё родственники за границей. Она была «невыездной», как тогда говорили. Плохую службу ей могла сослужить и настоящая фамилия Фельдман, и дружба с А. Ахматовой. В этой книге использованы сохранившиеся её собственные записи и письма, а также письма к ней, воспоминания друзей и недругов. И многочисленные фразы, которые тут же становились крылатыми и анекдотами и мгновенно разлетались по Москве («Стареть скучно, но это единственный способ жить долго»; «Если больной очень хочет жить, то врачи бессильны»; «Разгадывают кроссворд. – Падшее существо, 5 букв, последняя – мягкий знак? Раневская, не задумываясь: - Рубль!»; «Мне всегда было непонятно: люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства»; «Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи» и др.) Она была бескомпромиссной, безапелляционной и не всегда желающей выбирать выражения. Но иной её не знали, такой её и любили.
В отделе литературы по искусству вниманию посетителей предлагается книжная выставка «Между грустным и смешным», посвящённая 125-летию со дня рождения поистине великой Фаине Раневской.
Информация подготовлена заведующей отделом литературы по искусству И. Н. Овчинниковой.
- 1213 просмотров