КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Величайшие сокровища мира

18.08.2021 | 1133 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.

Файсон, Н. Величайшие сокровища мира /Нэнси Файсон; перевод Михаила Гурвица. – [Гютерспо]: Бертельсманн Медиа Москау АО, 1996. – 160 с., ил. (Атлас чудес света)

Цветные камни, вставленные в сверкающий металл, привлекали людей с глубокой древности. 6000 лет люди по всему свету ищут золото, однако оно настолько редко встречается, что высокая цена этого металла неизменна. Если собрать воедино всё золото мира, получится куб, в основе которого лежит квадрат размером лишь 18 кв.м. Причём три четверти этого золота были добыты из земли за последние 500 лет.

Археологические находки свидетельствуют о том, что мастера восточного Средиземноморья умели прекрасно обрабатывать золото уже в III тыс. до н.э. Мягкость золота не позволяет делать из него инструменты, но его ковкость идеально подходит для создания ювелирных украшений. Из одной унции (28,3 г) золота можно выковать тончайший лист площадью 30 кв. м или превратить его в 80,5 км проволоки. Золото не тускнеет, не ржавеет, не окисляется и не разъедается кислотой.

Сначала древние мастера соединяли кусочки металла заклёпками, булавками или в прямом смысле слова сшивали их золотой проволокой. Изобретение в Месопотамии пайки в III тыс. до н.э. дало возможность соединять их гораздо быстрее и прочнее. Пайка – один из самых важных способов обработки металлов, с её помощью на протяжении столетий мастера создавали замечательные произведения искусства. 

Как золото служило материалом для многих величайших сокровищ мира, так драгоценные и полудрагоценные камни тысячи лет использовались для создания предметов роскоши. К самым дорогим драгоценным камням относятся алмазы, они к тому же и самые твёрдые. В прошлом их основными источниками были Индия и Бразилия, а в настоящее время они главным образом поставляются из Южной Африки и других африканских стран, а также из Сибири и Венесуэлы. Цвет алмазов неодинаков: используемые в ювелирном деле обычно бывают от прозрачных до голубоватых и от желтоватых до коричневатых.

Золото и бриллианты – одни из самых дорогих материалов для ювелирных украшений, но наряду с ними используются другие металлы и камни и даже некоторые органические вещества, например кораллы, жемчуг, слоновая кость. Благодаря виртуозной обработке металлов и их оригинальному, порой причудливому сочетанию и создаётся удивительная сокровищница ювелирного искусства. 

Альбом «Величайшие сокровища мира» представляет на своих страницах более двухсот цветных фотографий, запечатлевших прекраснейшие творенья, одним из которых является Шапка Казанская, подаренная царю Ивану IV в честь победы над казанскими татарами в 1552г. Психическая неуравновешенность царя приводила к приступам жестокости, определившим его прозвище – Иван Грозный. Одним из проявлений этой необузданной жестокости является история о том, как он приказал расправиться с зодчими, построившими в Москве собор Василия Блаженного. Когда в 1560г. строительство было завершено, восхищённый результатом Иван Грозный отдал приказ ослепить его создателей, чтобы они никогда не смогли построить ничего более прекрасного. Восемь золотых наверший, как и украшенный драгоценностями центральный шпиль, венчающий Шапку Казанскую, повторяет архитектуру собора Василия Блаженного. Венец оторочен собольим мехом и богато украшен персидской бирюзой и восточными рубинами. В 1571г. Иван Грозный передал рукописное лицевое Евангелие кремлёвскому Благовещенскому собору. Его золотой оклад украшен эмалью и драгоценными камнями: гигантскими рубинами, сапфирами и топазами.

На страницах издания «Величайшие сокровища мира», автором которого является Нэнси Файсон, мы увидим и золото египетских фараонов, скифов и древних майя, серебряные изделия западноевропейских мастеров и китайский нефрит, античные камеи и индийские самоцветы, т.е. здесь представлены знаменитые произведения ювелирного искусства всех времён и народов, сокровища, принадлежавшие императорам и королям, передававшиеся из поколения в поколение и ставшие бесценными реликвиями. Бесценными не столько потому, что сделаны они из драгоценных камней и металлов, а сколько из-за того, что были созданы искусными руками прекрасных мастеров – от безвестных ремесленников давних лет до великих мастеров Нового времени.

 

Информация подготовлена Овчинниковой И. Н., заведующей отделом литературы по искусству.

Русский