КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Ватикан.

19.10.2018 | 326 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.

Пьетранджели, К.
Ватикан / Г. Корнини, А. М. де Стробель, М. С. Крешенци; Пер. с итал. М. И. Свидерская и др.; Худож. Д. Брюн . - М.: Слово/Slovo, 1998. - 604с: цв. ил. - (Великие музеи мира).

Ватикан / [ред.-сост: С. В. Владович]. - М.: Вече, 2005. - 238, [1] с., [8] л. цв. ил. - (Памятники всемирного наследия).

Территория, на которой находится государство Ватикан, имеет древнюю историю. Здесь на северо-западе Рима, на берегу реки Тибр, когда-то жил оракул Ватиканиум, собиравший вокруг себя народ, цвели сады Калигулы, а при императоре Нероне был устроен цирк. Ватикан - это резиденция папы римского, духовный и религиозный центр. Он возник на том месте, где по преданию был мученически убит один из основателей христианства, апостол Пётр. Над его могилой воздвигнут величественный храм. Собор и огромная овальная площадь носит имя Святого Петра.

Но Ватикан – не только живая легенда, - это один из самых крупных музеев под открытым небом. Здесь находится сокровищница произведений искусства и памятников архитектуры, хранятся реликвии христианства и уникальные творения великих мастеров, украшавших папские дворцы, капеллы, лоджии. Потребуются годы, чтобы насладиться всеми сокровищами культуры, собранными в его музеях. Уже в 19 веке для туриста осмотр достопримечательностей города представлял серьёзные проблемы. Вот как писал об этом Стендаль в своих прогулках по Риму: «Проходя мимо произведений, подписанных знаменитыми мастерами, мы испугались их количества и убежали из Ватикана: удовольствие, которое он предлагает нам, было слишком серьёзным».

Одним из музеев Ватикана является Пинакотека (картинная галерея). Многие произведения, находящиеся там, имеют необычную судьбу. Это касается и знаменитой «Мадонны с младенцем на троне и святыми» Пьетро Перуджино. Дж. Вазари, рассказывая о Перуджино в жизнеописаниях итальянских художников, писал, что художественная манера этого мастера «так всем нравилась, что многие приезжали из Франции, Испании, Германии и других стран, чтобы ей научиться». Картина была написана в Перудже, городе, в котором родился этот художник, и чьё имя он носил. Она находилась в  капелле приоров до 1797 года. Но во время оккупации Италии войсками Наполеона, император, любивший и ценивший картины Перуджино, повелел вывезти во Францию 32 произведения этого художника. Уже после того как французские войска были выведены из страны, итальянцам в знак примирения разрешили вернуть на родину картины мастера. Но французы не желали расставаться с произведениями Перуджино, и  они в считанные дни разошлась по стране. Срок, во время которого должна была совершиться операция по розыску и возвращению картин, ограничивался ничтожно малым временем -10 дней. Большинство произведений так и не удалось найти, и они остались во Франции. «Мадонна с Младенцем на троне и святыми»  вернулась в Италию, но не в родную Перуджу. Она попала в Ватикан, и украшает залы Пинакотеки.

Через залы картинной галереи по крытым переходам можно пройти в ту часть апостольского дворца, где находится Сикстинская капелла. Она расположена в самом центре Ватикана. Эта церковь была построена во времена правления Сикста IV, пожелавшего увековечить своё имя. Стены капеллы расписаны выдающимися мастерами эпохи Возрождения: Боттичелли, Гирландайо, Перуджино. Но особенно выделяются фрески, выполненные великим Микеланджело. Он расписал всю алтарную стену и потолок, полностью затмив своих предшественников.  Микеланджело считал себя скульптором, а не живописцем. Несмотря на это мастер взялся за новое для себя дело. Трудность заключалась в том, что для него это был первый опыт работы в технике фресковой живописи. Ему вызвались помочь, приехавшие в Рим из Флоренции друзья. Но пробные образцы фресок, которые уже начали покрывать потолок, не понравились Микеланджело. Друзья обиделись и уехали, предоставив художника самому себе. Он работал один, без помощников, в труднейших условиях четыре года. В течение всей работы над росписью Папа назойливо требовал завершить её как можно скорее. Не выдержав, Микеланджело ответил однажды, что закончит работу тогда, когда будет удовлетворён своим искусством. «А мы желаем, - возразил ему Папа, - чтобы было удовлетворено наше желание, которое состоит в том, чтобы сделать это быстро». И в заключение добавил, что в противном случае, прикажет столкнуть художника с лесов. Микеланджело пришлось подчиниться. Фреска поражала воображение, но Папа всё же высказал Микеланджело своё пожелание: «Не отделать ли капеллу золотом побогаче, ведь она бедновата». На что Микеланджело отвечал: «Святой отец, в те времена люди золота на себе не носили, а те, что там изображены, слишком богатыми не были, но были святыми людьми, так как презирали богатство».

Много труда и таланта вложил в оформление дворцовых покоев Ватикана ещё один гений Возрождения – Рафаэль. Увидев великолепные росписи сводов Сикстинской капеллы, потрясённый Рафаэль, сумел изменить свою манеру в подражание Микеланджело. Это помогло создать ему ещё одну жемчужину живописи. Находится она в Ватиканском апостолическом дворце – главном дворце мини-государства. Это знаменитые станцы (комнаты) Рафаэля, которые расписывал художник. Особую известность получили фрески «Афинская школа», «Парнас», «Изгнание Элиодора из храма» и другие. По замыслу заказчиков, фрески должны были служить прославлению авторитета католической церкви и её главы – римского первосвященника.

Русский