КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Валентин Гафт «Красные фонари»

22.11.2018 | 1020 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.

 

Гафт В. И. Красные фонари / Валентин Гафт. – М.: Зебра Е, 2007. – 480 с. – (Актёрская книга).

Сегодня наш рассказ о книге великолепного актёра и поэта Валентина Гафта «Красные фонари». Она состоит из стихотворений, эпиграмм, воспоминаний о себе и друзьях, написанных за последние 30 лет. Самыми содержательными получились страницы, где В. Гафт пишет о военном детстве, юности, годах учёбы. Детские годы прошли на улице Матросская тишина в Москве. Здесь его окружали самые разные по духу учреждения. Напротив дома семьи Гафтов располагалась психиатрическая лечебница, немного левее – студенческое общежитие и рынок, правее – тюрьма. Как говорил сам Гафт, «весь мир в миниатюре». «Двор был бандитский, частенько домой возвращался в синяках и несколько раз без зубов. Когда последний раз выбили зуб, я подумал: «Боже, а как же я буду артистом?» Я тогда играл в самодеятельности, и эта мысль уже сидела у меня в голове». С большим теплом и живо описывает автор свои встречи с мэтрами русской культуры и искусства: Ираклием Адронниковым, Петром Алейниковым, Михаилом Козаковым. А Сергея Столярова, которого все так любили после кинофильма «Цирк», он считает своим первым учителем. Случайно встретившись с ним в парке, молодой человек попросил знаменитого артиста позаниматься с ним для поступления в Школу-студию МХАТ. И не только не получил отказ, а был принят в семье Столярова с большим вниманием.

А далее о Гафте как актёре и человеке рассказывают его коллеги, друзья, родственники. Все они удостоились внимания Гафта в его стихах. Игорь Кваша вспоминал: «Гафта можно было назвать чемпионом по смене театров. Он перебрал почти все театры Москвы, причём некоторые по нескольку раз. Уходил, приходил. Конечно, это характер. Характер неуёмный, всё время находящийся в поиске нового, поиске своего пути, поиске сердцевины профессии – и всё время неудовлетворённый». Гафт об Игоре Кваше:

 

Ты, Игорь, в театре «Современник»

Но слух прошёл среди коллег:

Играешь с первого же дня.

Он – и Артист, и Человек.

 

Нельзя сказать, что ты – изменник,

И этим надо дорожить.

Нельзя сказать, что ради денег

Твой труд воистину полезен.

Ты стал ведущим «Жди меня».

Артистом можешь ты не быть,

Но гражданином – будь любезен

 

Лия Ахеджакова называет его, наряду с Фаиной Раневской, легендой и отмечает, что «Гафт не всем удобен, вернее, очень неудобен. Мы не общались иногда по нескольку лет, но на сцене, когда свет рампы отделяет нас от зала и партнёр так близко, что я вижу всё-всё, начинается другой, актёрский счёт». Гафт об Ахеджаковой:

Нет, совсем не одинаково

Всё играет Ахеджакова,

Но доходит не до всякого

То, что всё неодинаково.

Эльдар Рязанов писал: «Для Гафта театр – это храм. Он подлинный фанатик сцены. Я ещё никогда ни в ком не встречал такого восторженного и бурного отношения к своей профессии, работе».

Переосмысливая заново

Картины Элика Рязанова,

Скажу: талант его растёт,

Как и живот, им нет предела,

Но вырывается вперёд

Его талантливое тело!

Многие отмечают нежную, легкоранимую душу Гафта, что вроде бы не вязалось с его едкими, беспощадными эпиграммами и образами злодеев, которых он немало сыграл на сцене и на экране. Ольга Остроумова – жена артиста – подчёркивала: «Гафт – добрый, душевный, открытый человек. При этом невероятно застенчивый».

Своим учителем в сочинительстве эпиграмм Гафт считает Ролана Быкова, с которым был очень дружен. Конечно, были и эпиграммы на самого Гафта. Известный поэт-сатирик Александр Иванов писал:

На Гафта?

Эпиграмму?

Ну уж нет!

Ведь от него же никуда не скроешься,

А Гафт, хоть он актёр, а не поэт,

Так припечатает, что не отмоешься…

Валентин Гафт и сам не считает себя поэтом, но – такова участь известного артиста – его стихи, написанные в разное время «для себя» и для театральных капустников, давно уже существуют сами по себе, живут своей жизнью, ушли в народ. В них много самоиронии и юмора, мудрости и боли.

Мамаша, успокойтесь, он не хулиган,

Он не пристанет к вам на полустанке,

В войну – Малахов помните курган?

С гранатами такие шли под танки.

 

Такие строили дороги и мосты,

Каналы рыли, шахты и траншеи,

Всегда в грязи, но души их чисты,

Навеки жилы напряглись на шее.

 

Что за манера – сразу за наган,

Что за привычка – сразу на колени,

Ушёл из жизни Маяковский-хулиган,

Ушёл из жизни хулиган Есенин.

 

Чтоб мы не унижались за гроши,

Чтоб мы не жили, мать, по-идиотски,

Ушёл из жизни хулиган Шукшин,

Ушёл из жизни хулиган Высоцкий.

 

Мы живы, а они ушли туда,

Взяв на себя все боли наши, раны…

Горит на небе новая Звезда,

Её зажгли, конечно, хулиганы.

 

Это стихотворение «Хулиганы», посвящённое В.Высоцкому и многие другие лирические произведения, а также многочисленные эпиграммы, личные воспоминания автора, рассказы его коллег и друзей вы сможете найти в книге Валентина Гафта «Красные фонари», которая интересно и многогранно раскрывает образ талантливого человека.

Русский