Отдел литературы по искусству приглашает познакомиться с наиболее интересными изданиями по разным видам искусства.
Тульский областной художественный музей / [Сост. С. Ф. Нечаева]. - Ленинград : Художник РСФСР, 1983г. – 241с.
Тульский областной художественный музей – один из крупнейших региональных музеев России. Его официальное открытие состоялось в 1919 году, но формирование музейных фондов началось ещё в XIX веке, когда при тульской епархии было создано Древлехранилище. Основной задачей этого музея, переименованного позднее в Палату древностей, было хранение и изучение историко-археологических памятников Тульского края. Постепенно коллекция разрасталась, и в 1908 году Городская дума постановила построить для музея отдельное здание, выделив ему место на территории кремля. Разработка архитектурного проекта была поручена талантливому живописцу и скульптору Дмитрию Семёновичу Стеллецкому. Он увлечённо изучал древнерусскую архитектуру и использовал при проектировании свойственные ей декоративные элементы. К сожалению, из-за начавшейся Первой мировой войны музей так и не был построен. Сам Стеллецкий, оказавшись во время войны во Франции, не вернулся в Россию. Его имя было забыто на Родине, но для культуры русской эмиграции оно много значило. Стеллецкий прославился как иконописец, создатель рукописных книг, среди которых «Слово о полку Игореве», «Домострой», «Русские народные частушки». Его привлекала русская древность. Живя в России, он много путешествовал, ездил по монастырям, изучал фрески. В Туле у него сложились дружеские отношения с графом Ю. А. Олсуфьевым — знаменитым искусствоведом, реставратором икон и хранителем древнерусского искусства, издателем журнала «Тульская старина».
Стеллецкий создал портреты семьи Олсуфьевых. На одном из них изображён сын хозяев усадьбы, десятилетний Миша. Портрет выполнен в иконописной манере, с элементами театрализации. Мальчик облачён в старинный наряд и напоминает древнерусского княжича. Он стоит на фоне стены, воспроизводящей фресковую живопись в храме, и большого польского шкафа XVIII столетия, из столовой усадебного дома Олсуфьевых в Буйцах.
В доме Олсуфьевых ранее находилась также серия из четырех панно «Времена дня» – одно из первых исканий Стеллецкого в области иконописного стиля. Художник изобразил каждое время суток в виде аллегорических фигур: утро – юная красавица – символ пробуждения жизни; день – энергичный юноша. Его рыжие кудри отражают сияние солнечных лучей; вечер – гусляр, под музыку которого кружится в небесах пара лебедей; таинственная и строгая фигура ночи излучает покой.
Когда в 1919 году на основе Палаты древностей был открыт художественно-исторический музей, работы Стеллецкого, а также многие другие произведения поступили в фонды музея из национализированных коллекций дворянских поместий Тульской губернии.
Так, например, недалеко от Тулы в местечке Прилепы, располагалось имение и конный завод Я. И. Бутовича. Здесь находилась с большой любовью собранная единственная в России коллекция изображений лошадей. Она была размещена в старинном доме с чудесной английской и французской мебелью, редкой посудой, скульптурой, выполненной из бронзы, мрамора и воска. После Октябрьской революции часть собрания передали в музей коневодства сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева, а другую в Тульский художественно-исторический музей.
В первые десятилетия советской власти собрание Тульского художественного музея пополнялось произведениями искусства из крупнейших музеев СССР и частных коллекций. Особенно богат фонд отечественного искусства, включающий в себя картины самых известных русских и советских художников.
В музее хранятся две малоизвестные живописные работы Валентина Серова «Феб лучезарный» и портрет Саввы Мамонтова. Мчащийся на квадриге коней Аполлон в сопровождении муз, был написан Серовым по заказу помещика Селезнёва и должен был украсить потолок одного из залов его дома. Картина поступила в музей в удручающем состоянии, но была возвращена к жизни руками волшебников-реставраторов.
Немало интересных произведений представлено и в разделе западноевропейского искусства. Среди них уникальная коллекция картин «Двенадцать месяцев» венецианского живописца конца XVI – начала XVII века Леандро Бассано. Семья Бассано впервые в европейском искусстве обращается к изображению жизни простого человека. В живописных полотнах ведётся подробный рассказ о жизни сельской Италии. Варианты этой популярной серии частично имеются в Венском художественно-историческом музее и в Национальной галерее в Праге. Но всю коллекцию целиком – 12 картин – можно увидеть только в Туле.
Музей и в дальнейшем активно пополнял свои коллекции, уделяя особое внимание современным художникам, став одним из крупнейших провинциальных собраний России.
Так в 1982 году в Тульский художественный музей была передана значительная часть работ Ильи Глазунова, посвященных одной из главных битв в русской истории – сражении на Куликовом поле. Над этой серией художник работал в течение двадцати лет. Опираясь на древние летописи и повесть XV века «Сказание о Мамаевом побоище», художник создал живописный цикл, ставший одним из самых масштабных, когда-либо созданных на тему древнерусской истории.
Информацию подготовила Сокольникова О.А., главный библиотекарь отдела литературы по искусству.
- 1628 просмотров