КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Три века усадьбы Кузьминки

10.09.2019 | 51 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.

Три века усадьбы Кузьминки: 1704 - 2004:  в 2-х т. Т. I: Кузьминки-Влахернское в произведениях И.-Н. Рауха. - М.: Моск. учебники и Картолитография, 2004. - 79 с.

Три века усадьбы Кузьминки: в 2-х т. Т. II. - М.: Моск. учебники и Картолитография, 2006.

Книга посвящена 300-летию усадьбы Кузьминки-Влахернское, находящейся ныне в черте Москвы. Это настоящая жемчужина русской усадебной архитектуры, которая пережила не только периоды становления и расцвета, но упадка и забвения. Её хозяевами были и предприимчивые купцы Строгановы, и представители аристократической элиты – князья Голицыны.

Первый том книги содержит репродукции гравюр австрийского художника И.-Н. Рауха из альбома, изданного в Париже в 1841 г. Этот альбом является бесценным материалом, поскольку не все постройки, входящие в комплекс усадьбы, сохранились до нашего времени. На гравюрах мы видим не только дворцово-парковую архитектуру Кузьминок, но и повседневную жизнь её обитателей. Второй том посвящён вопросам изучения истории усадьбы и судьбе этого владения. Он включает архивные материалы, портретную галерею владельцев усадьбы, очерки об архитекторах, этапы реставрации усадьбы.

Усадьба ведёт историю с начала XVIII в., когда Пётр I пожаловал земли «именитому» человеку Григорию Дмитриевичу Строганову (1656-1715). В 1716 г. Строгановыми в Кузьминках была построена церковь во имя Влахернской иконы Божией Матери – древней святыни рода. Название иконы происходит от местечка близ Константинополя – Влахерны. Особенностью Влахернской иконы Божией Матери является то, что она вылеплена из специальной мастики и рельефно выступает с поверхности доски. Внутри неё находятся частицы одеяния Богородицы. Икона считается чудотворной. Будучи привезённой в Россию, святыня не утратила своей чудодейственности: во время эпидемий холеры в XIX в. лишь в одном Влахернском не заболел ни один человек – против тысяч погибших в округе.

В 1757 г. внучка Г. Д. Строганова Анна вышла замуж за князя Михаила Михайловича Голицына и получила усадьбу Кузьминки в качестве приданого. С тех пор имение находилось во владении Голицыных.

В 1821 г. владельцем усадьбы стал Сергей Михайлович Голицын (1774-1859). Он был не только богатым землевладельцем, но и одним из крупнейших общественных деятелей своего времени. При нём усадьба достигла наибольшего расцвета. Сергей Михайлович привлекал к строительству известнейших зодчих. Современники назвали Кузьминки «Московским Версалем», а С. М. Голицына – «последним московским барином».

Главной достопримечательностью и центром архитектурной композиции усадьбы являлся Музыкальный павильон. Он был спроектирован так, чтобы усиливать акустику. Когда здесь выступали музыканты, их было слышно на другом берегу пруда – хозяева усадьбы могли прямо из дома наслаждаться великолепным концертом.

В летнее время имение использовалось как место отдыха княжеской семьи и круглогодично – как подсобное хозяйство. Немалые доходы хозяевам приносила мельница, ткачество салфеток и скатертей, кирпичное производство. Гордостью владельцев Кузьминок являлись оранжереи и сад. В усадебных теплицах выращивали клубнику и землянику, лимоны, апельсины, дыни, арбузы, экзотические цветы. В 1856 г. доход от продажи 390 ананасов составил 3 500 руб. – огромная по тем временам сумма. Кроме того, в Кузьминках разводили скот и птицу. Каждый год 2 июля в имении широко отмечался Влахернский праздник, славившийся на всю Москву.

Усадьба относилась к типу парадных усадеб, всегда готовых к приёму именитых гостей. В Кузьминках бывали вдова императора Павла Мария Фёдоровна, императоры Николай I и Александр II.

Со смертью Сергея Михайловича Голицына в 1859 г. период процветания Влахернского окончился. Были закрыты оранжереи, теплицы, молочная ферма, поскольку после отмены крепостного права такого рода «затеи» стали убыточными. Усадебные постройки стали сдаваться в аренду дачникам. Со временем имение стало приходить в запустение: начали ветшать здания, рушиться беседки. В результате пожара 1916 г. сгорел господский дом. Ворота не пережили революционного энтузиазма масс 1917 г. и были отправлены в переплавку. На металлолом были сданы фонари и парковая мебель, разрушены мостики и великолепная пристань.  В 1918 г. в Кузьминки из Петрограда перевели Институт экспериментальной ветеринарии. Жестокая судьба постигла церковь Влахернской иконы Божией Матери. В 1929 г. она была закрыта, разорена, а затем и обезглавлена. Колокольня с часами была уничтожена, церковная утварь вывезена, только чудом уцелела икона Влахернской иконы Божией Матери. Наступило время забвения. Только после включения усадьбы в границы Москвы в 1960- е гг. общественность снова проявила интерес к Кузьминкам. Новый этап в её истории начался с восстановлением Влахернского храма в 1990-е гг. и открытием Музея русской усадебной культуры (филиал Музея истории Москвы). Ныне это самая большая по количеству объектов (более 20) усадьба на территории города Москвы. Большинство сооружений в усадьбе являются новоделами, однако, восстанавливали их по сохранившимся документам и фотографиям.

Путешествуя по страницам книги «Три века усадьбы Кузьминки», Вы окунётесь в удивительный мир гармонии и красоты, ощутите связь времён и поколений и непременно захотите узнать о Кузьминках больше.

Русский