КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Соловецкий монастырь

29.03.2019 | 2357 просмотра(ов)

Соловецкий монастырь / Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь; Гос. ист.-культур. музей-заповедник "Моск. Кремль". - М.: Лето, 2000. - 371с.

Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.

Настоящее издание, предпринятое архимандритом Иосифом, рассказывает об истории Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. Ни один монастырь в России, пожалуй, не пережил столь мощных потрясений, как Соловецкая обитель, и всё же он сумел сохранить духовный авторитет и свои вековые традиции.

Затерянный среди «окияна-моря», заросший лесами, Большой Соловецкий остров был идеальным местом для монахов-отшельников. Соловецкая обитель появилась в 1436 г. трудами её основателей преподобных Зосимы, Савватия и Германа.

В середине XVI в. монастырь переживает небывалый подъём, связанный с именем Святителя Филиппа. Возглавив монастырь, он сразу приступает к благоустройству обители: прокладывает новые дороги, соединяет озёра каналами, расчищает леса. В монастыре воздвигают его главные храмы и строят важнейшие жилые и хозяйственные сооружения.

В XVII в. вокруг обители развернулись события, которые никто не ожидал, и которые вошли в церковную историю как редчайший случай неповиновения смиренных иноков государю и церковным иерархам. В 1654 г. по настоянию Патриарха Никона был созван Собор, который принял решение о необходимости исправить богослужебные книги. Нововведения породили церковный раскол, ставший великой национальной трагедией. В Соловецком монастыре события приняли наиболее острый характер.  У соловецких монахов – хранителей огромной библиотеки, искушённых книжников, было благоговейное отношение к древним богослужебным книгам. Поэтому присланные в монастырь в 1657 г. исправленные книги были отвергнуты и спрятаны, дабы не смущать братию. Спустя десять лет на церковном Соборе из Соловецкого монастыря была получена челобитная об оставлении за ним права на старые обряды. Монахи были сурово осуждены, а противостояние приняло форму осады (так называемое Соловецкое сидение).

В 1668-1676 гг. стены  башни обители стали свидетелями яростных схваток, когда в качестве нападающих выступило царское войско, а осаждёнными стали сами монахи. В 1676 г. Соловецкий монастырь был взят в результате предательства. Почти все мятежные монахи были убиты. С того времени обитель переживает многолетний период хозяйственного упадка.

Постепенно монастырь восстанавливает хозяйство, возобновляет каменное строительство, но испытывает острый недостаток в количестве служащей братии. В 1765 г. Соловецкий монастырь стал ставропигиальным, то есть перешёл под непосредственное подчинение Синоду.

Трагические и героические события Крымской войны коснулись и мирной монашеской обители. В 1854 г. состоялся безуспешный штурм Соловецкого монастыря английской военной эскадрой, которая выпустила по обители около 1800 бомб. В итоге героических и умелых действий защитников соловецкой твердыни от яростной бомбардировки не пострадал ни один человек.

XX в. принёс святой обители страшные и жестокие перемены. После октябрьского переворота 1917 г. новая власть открыто объявила войну Церкви, верующему народу и всему православному укладу русской жизни. В 1920-30 гг. Соловецкий монастырь был превращён в трагически известные соловецкие лагеря особого назначения (СЛОН). Через соловецкие казематы прошли десятки тысяч узников. На Соловки ссылали в первую очередь иерархов Русской Православной Церкви, монахов и священников, участников Белого движения. Большинство духовных лиц достойно несли свой крест, а ссылку на Соловки воспринимали как особую милость Господа. Один из узников Соловецкого лагеря писатель Борис Ширяев в своей книге «Неугасимая лампада» вспоминал слова выдающегося русского художника Михаила Нестерова, сказанные ему перед отправкой в ссылку: «Не бойся Соловков – там Христос близко».

Соловки стали Голгофой нашей Святой Церкви. Один из узников лагеря Ю. И. Чириков в своей книге «А было всё так…» вспоминал, что однажды он, услышав жалобный плач отца Василия, священника из Рязани, «…спустился утешить старика. Оказалось, он плакал от радости, что умрёт не где-нибудь в тайге, а на земле, Зосимой и Савватием освящённой».

В 1939 г. обострившиеся советско-финляндские отношения положили конец Соловецкому лагерю – он был расформирован. С 1940 г. на Соловках располагается Учебный отряд Северного Флота. С конца 50-х гг. в бывшем монастырском ансамбле впервые за многие годы начинают проводиться научно-исследовательские и реставрационные работы, а в 1974 г. здесь организуется Соловецкий Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник.

В 1990-е гг. в Соловецком монастыре началось возрождение монашеской жизни и восстановление порушенных в прошлом святынь. 25 октября 1990 г. совершилось долгожданное открытие Соловецкого монастыря. В 1992 г. состоялось возвращение на Соловки мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, которое возглавил Святейший Патриарх Алексий II. В 1994 начались реставрационные работы в скитах и пустынях обители.

В альбоме «Соловецкий монастырь» рассказывается не только об истории обители, в нём впервые представлена комплексная публикация соловецких святынь, сохранённых в Государственном историко-культурном заповеднике «Московский Кремль».

Русский