Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.
Грум-Гржимайло Т. Н. Слава и Галина: Симфония жизни / Тамара Грум-Гржимайло. – Москва: Вагриус, 2007. – 510 с., ил.
Издательство «Вагриус» выпустило в свет удивительную книгу «Слава и Галина: Симфония жизни». Её автор – крупнейший российский музыкальный критик Тамара Грум-Гржимайло в прологе сразу же обозначает тему своей книги: «Два высокоодарённых артиста с сильными и, прямо скажем, непредсказуемо строптивыми характерами, казалось бы, неминуемо должны были «разлететься» в разные стороны, едва очутившись под одной крышей. Однако этого не случилось ни через год, ни через десять лет, ни через 50…» При этом ни один из них ни в коем случае не подавлял другого, не ограничивал его творчества, но, напротив, «именно этот любовный и духовный союз стал единственно мощной и жизнеспособной опорой для двух музыкантов». Подобных случаев в истории действительно крайне мало. Творческая личность по природе своей эгоистична и не выносит соперничества, тем более в таком близком соседстве. Впрочем, Вишневская и Ростропович, что называется, «играли каждый на своём поле». Поэтому им, наверное, было легче принять обоюдную гениальность виолончелиста и певицы. Более того, то, что объединяет эти профессии, объединяло и семейный союз. И тут мы подходим к третьему герою книги – Музыке.
«Они бредили музыкой с колыбельных дней». Правда, несколько по разным «семейным обстоятельствам». Ростропович – музыкант наследственный, даже первым его учителем был отец, Леопольд Витольдович, известный виолончелист, пианист и композитор. Мать Мстислава также была пианисткой. Так что «путь Ростроповича-младшего к высшему музыкальному образованию был предопределён судьбой». И. напротив, Галина Иванова (такова девичья фамилия Вишневской) вышла из самых низов. Воспитывала её бабушка – родители-алкоголики отказались от ребёнка, и ни о какой певческой карьере, казалось бы, нельзя было и мечтать. И если бы не поистине железный характер будущей примадонны – в жизни бы не видать ей сцены. В 17 лет, после развода с первым мужем Георгием Вишневским, Галина, не имея никакого образования, исключительно «на таланте» поступает в Ленинградский областной театр оперетты. И дальше «понеслось». Впрочем, не всё так просто. Оперетта и эстрада считались низкими жанрами. Случай в лице преподавателя пения Веры Николаевны Гариной помог Вишневской обрести истинно оперный голос и буквально прорваться в труппу Большого театра.
Несмотря на то, что встреча Мстислава и Галины состоялась ещё в 1954 году, - а вскоре за этим последовала и свадьба – окончательно их имена слились в сознании публики несколько позже. Это произошло благодаря ещё одному гению – Дмитрию Шостаковичу. Оба они были его любимыми учениками, и когда Шостакович написал в 1960 году вокальный цикл «Сатиры» на полузапрещённые в то время стихи Саши Чёрного, то вопрос о первых исполнителях даже не ставился. Разумеется, пела Вишневская, а аккомпанировал ей (на фортепиано) Ростропович. День премьеры «Сатир» 22 февраля 1961-го – можно считать и днём создания звёздной пары.
Никто уже не станет спорить о том, какое место занимают в мировой музыкальной культуре оба героя. А в личной жизни «вместо повседневности и привычки этот семейный очаг был всегда предельно накалён и то и дело взрывался не только от внешних ударов, но и от переизбытка творческой энергии и профессионального фанатизма его хозяев». Но спасали гастроли, когда они подолгу не виделись друг с другом. О том, насколько трепетно и любя Галина Павловна относилась к своему мужу, говорят её слова: «В доме всегда одни женщины были: я, дочки, домработница, Славины сестра и мать. Бабье царство! А он один у нас – главный. И другого нам не нужно. Мне с другими мужчинами даже разговаривать неинтересно было. У меня же муж – блестящий человек! Поэтому на сцене я – Вишневская, а в обществе – мадам Ростропович. Так положено».
Итак, в отделе литературы по искусству мы сможете познакомиться с книгой Тамары Грум-Гржимайло «Слава и Галина: симфония жизни». Это доброжелательный, обстоятельный, с литературными достоинствами рассказ об одной из самых блистательных пар в истории русской культуры – Мстиславе Ростроповиче и Галине Вишневской.
Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, заведующей отделом литературы по искусству.
- 1023 просмотра