КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Русский народный свадебный костюм.

10.04.2019 | 3219 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.

Русский народный свадебный костюм : из собрания Сергиево-Посадского гос. ист.-худож. музея-заповедника / С. В. Горожанина, Л. М. Зайцева ; худож. Н. Е. Ильенко ; фото Г. Н. Плахута . - М. : Культура и традиция, 2003. - 127 с. : цв. ил.

 

Эта книга познакомит читателя с традиционной русской свадебной одеждой конца XIX – начала XX века. Она написана на основе уникальной коллекции народных костюмов из Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника.

В свадебном цикле традиционно бытовали до свадебные обряды в виде знакомства и посиделок. В языческие времена магическая система выбора женихов и невест входила в обряды весеннего цикла, так называемые «Троицкие обряды». Девушки водили хороводы, гадали, пускали по реке венки. Крестьянская молодёжь знакомилась и встречалась на посиделках, «игрищах». Во многих местах России вплоть до 20 века устраивались смотрины невест, сопровождавшиеся народными гуляньями. В отдельных местах Вятской губернии девятое воскресенье после Пасхи было известно как «девичий праздник». В этот день нарумяненные девушки на выданье прогуливались по улицам в своих лучших нарядах в надежде привлечь к себе внимание женихов, а женихи и их матери высматривали будущих невест, придирчиво оценивая по одежде достаток семей. Девушек брачного возраста особенно наряжали не только в праздники, но и в будни.

Девичий костюм Вятского уезда состоит из длинной рубахи, сарафана, передника, вязаного пояса, нижних юбок. Сарафан - «московец» сшит из полотна, сотканного из льняных и покупных хлопчатобумажных нитей. Ткани, при изготовлении которых использовались не только нити домашнего производства, но и покупные, называли достальными. Этот вид сарафана известен в Вятской губернии с конца XIX века. Его появление связано с развитием отхожих промыслов и, как следствие, с проникновением в деревню элементов городской культуры.

Девичий праздничный костюм Симбирской губернии состоит из рубахи, сарафана и пояса с карманом. Сарафан сшит из набивного с цветочным узором ситца. Пояс к сарафану выплетен на дощечках из шерстяных цветных нитей. Плетение на дощечках («кружках») - древний способ изготовления поясов. Ширина пояса определялась количеством деревянных дощечек с отверстиями, через которые продевались шерстяные нити основы. Дополнение к костюму - расшитый яркой шерстью карман - «лакомник». Такие карманы использовались как кошелёк для денег, лакомств, мелких предметов. В Поволжье было принято, чтобы девушка к свадьбе готовила несколько вышитых карманов для одаривания ими родни жениха.

Девушка на выданье из Рязанской губернии носила наряд белого цвета, состоящий из рубахи, верхней надплечной одежды-шушки и пояса. Такой костюм дополняли шейные и нагрудные украшения из бисера «чопки» и «разметки», а также девичья повязка золотного шитья с пушками около ушей. Из-под верхней одежды-шушки непременно выглядывала красная кайма подола рубахи. К шушке полагался широкий чёрный шерстяной пояс, украшенный узорами, с металлическими блёстками. Шушка являлась не только деталью девичьего костюма, она также могла служить погребальной и траурной одеждой девушек и старух. 

Перед венцом невеста должна была носить траурную одежду, оплакивая своё девичество. В цветовой гамме доминировал белый цвет холста, знаковый цвет скорби. Девичий костюм Тамбовской губернии относится к категории «печальных», или «горевых», и состоит из рубахи, нижней юбки, сарафана, пояса и передника. Рубаха из льна декорирована вышивкой и мережками. Сарафан из шерстяной ткани чуть выше талии подвязывался красным шерстяным поясом. Поверх сарафана надет длинный передник с рукавами. К подолу передника пришита полоса красно-белого строчевышитого узора и плетёное на коклюшках кружево.

Отправляясь к венцу, оплакивая свою беззаботную, вольную жизнь, невеста из Воронежской губернии надевала «печальную» одежду, состоящую из белой рубахи, чёрного сарафана, передника, пояса и головного платка. Белая венчальная рубаха называлась «старушечьей», потому, что её могла носить не только невеста, но и старуха. Поверх рубахи надевался чёрный  шерстяной сарафан, который в этих местах использовался как девичья одежда. Если женщина не выходила замуж, она носила сарафан, дополненный передником и поясом всю жизнь. Белый платок, который покрывал длинные распущенные волосы, завершал «горевой» наряд воронежской девушки-невесты.

У венчальной рубахи «целошницы» из деревни Васькино Яранского уезда есть также и другие названия: «калинка», «исцеленница», «долгостанец». Венчальная рубаха как часть свадебного наряда являлась символом невинности невесты.

Костюм новобрачной Вологодской губернии является иллюстрацией представлений древних славян, связанных с зарождением семьи и продолжением человеческого рода. На верхней части рукавов рубахи оранжевого цвета располагаются полосы из антропоморфных фигур. Сарафан сшит из ткани, изготовленной из шерстяных, хлопчатобумажных и льняных нитей с узором в виде разноцветных полос. К костюму прилагалась косынка, которую носили на плечах, заправляя два конца за лямки сарафана. Передник завязывался чуть выше груди. По низу подола проходит широкая кайма. В её узоре главное место занимает ряд стилизованных мужских и женских фигур, связанных друг с другом маленькими фигурками «человечков» и s-образными фигурами – знаками благопожелания. Между головами мужских и женских фигур – зеркальные изображения условных фигурок с согнутыми «лапками» - так называемых лягушек, в народном представлении связанных с деторождением. В узоре каймы использованы ромбические мотивы – символы засеянного поля и оплодотворённого женского лона. Верхняя часть передника заполнена небольшими фигурками «человечков» - это пожелание новобрачной многочисленного потомства. Необычная гамма костюма, техника исполнения с использованием разноцветных шерстяных нитей, круг орнаментальных мотивов являются сплавом традиций русского и финно-угорского населения.

 

Русский