Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.
Рисунки русских писателей XVII-начала XX века: Автопортреты. Портреты. Пейзажи. Шаржи. Баталии. Плакаты. Зарисовки. Каллиграфия. Фигурные стихи. Книжная графика. – Москва: Советская Россия, 1988. – 254 с.
Меж непонятного маранья
Мелькали мысли, замечанья,
Портреты, числа, имена,
Да буквы, тайны, письмена.
(А. Пушкин «Евгений Онегин»)
Интерес к рисункам писателей возник давно, однако отношение к ним было неоднозначное. В начале XX в. посетители юбилейных выставок, посвящённых памяти Жуковского, Гоголя, Пушкина, Лермонтова, с любопытством и умилением, но не без смущения разглядывали их случайные, порой неумелые, но очень выразительные рисунки. Понадобился труд нескольких поколений учёных, нужна была совершенно новая культура восприятия, чтобы научиться проникать в тайны рисунков писателей. Если в XIX в. пушкинские рисунки считали «детскими», а в середине 50-х гг. – только «рисунками поэта», то с конца XX в. их стали называть гениальными.
Писательское рисование существует не только как факт литературного быта, психологии творчества, но и как самостоятельное эстетическое явление и даже как особый вид искусства. От некоторых писателей до нас дошли лишь единичные наброски, от других – сотни и тысячи рисунков и картин. Для одних рисование было случайным, домашним занятием, для других – постоянной страстью, а иногда и второй профессией.
Самыми ранними являются рисунки писателей второй половины XVII в. – Симеона Полоцкого, Аввакума, Епифания. От писателей XVIII в. – А. П. Сумарокова, М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. Т. Болотова также сохранилось совсем немного изобразительных материалов.
Эпоха первой половины XIX в. была отмечена расцветом писательского рисования. Рисовали почти все, от маститых литературных патриархов до самых юных «питомцев муз». Всегда интересны, конечно, исследования рисунков Пушкина. Невозможно представить себе творчество Александра Сергеевича без всех этих росчерков, виньеток, профилей и ножек. Из полутора тысяч пушкинских рисунков едва ли не половина – портреты и автопортреты. Для каждого изображения Пушкин мгновенно находил свою «форму лица» и, повторяя её, часто многократно, всякий раз давал ей новый оттенок. Такое же множество вариаций, только ещё разнообразней и тоньше было у него и для собственных портретов. Да и внешний облик Пушкина мы знаем, кажется гораздо лучше по его самоизображениям, чем по портретам Кипренского и Тропинина. «Никого так не любишь, никого так не знаешь, как самого себя. Предмет неистощимый», – признавался он Вяземскому.
Если в рисунках Пушкина мы видим целый мир лиц, то в гоголевских – мир материальных форм и ритмов. Основной темой рисунков Гоголя является архитектурный пейзаж, вернее просто архитектура. В гоголевских записных книжках, письмах, черновиках скрыт разнообразный мир зодчества: готические соборы и итальянские дворцы, русские церкви и античные руины.
В черновиках стихов и прозы М. Ю. Лермонтова, как ни странно, рисунки встречаются нечасто. Изображение и слово у него не параллельны. Так, ранняя лермонтовская акварель «Парус», воспринимавшаяся как иллюстрация к известному стихотворению, на самом деле была нарисована задолго до него.
Изобразительное творчество писателей второй половины XIX в. плохо изучено и недостаточно опубликовано. Речь идёт о рисунках Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского. Рисование этих писателей являлось «внутренним» процессом, совершенно скрытым от посторонних глаз.
В начале XX в. писательское рисование приобретает несколько иной характер. Оно становится более открытым, из факта внутреннего творческого процесса превращается в факт современной художественной культуры. Рисунки не скрываются в черновиках и в дружеских альбомах, а прямо выносятся на суд публики в периодических изданиях, в книгах, на выставках. Это, прежде всего рисунки А. Блока, В. Хлебникова, живопись М. Волошина и, конечно же, В. Маяковского. Раннего Маяковского скорее можно было считать пишущим художником, чем рисующим писателем. Он работал и в живописи, и почти во всех жанрах графики, от портретов и иллюстраций до афиш и эскизов театральных постановок. Но рисунков в черновиках у него почти нет, да и самих черновиков очень мало, поскольку записывал он, как правило, только совершенно сложившиеся стихи.
Альбом «Рисунки русских писателей XVII-начала XX века» является первым и фактически единственным на сегодняшний день опытом обзора изобразительного творчества русских писателей почти за три века. Он содержит репродукции живописных и графических работ 44 авторов.
Информация подготовлена Пушкиной О. Л., библиотекарем отдела литературы по искусству.
- 2464 просмотра